Аннотация: В статье дается общая информация об особенностях ханафитского мазхаба, приводятся иерархия ученых и книг мазхаба. Проанализированы основные термины, приведенные в книгах по фикху учеными-ханафитами. Каждый мазхаб является складывавшейся веками традицией со своими характерными особенностями и терминологией, нередко отличающейся от терминологии других правовых школ. Без знания этой терминологии невозможно адекватное понимание книг по фикху ханафитского мазхаба. Изучение данной проблематики особенно актуально для российского исламоведения, так как в русскоязычных исследованиях этому вопросу уделялось мало внимания.
Выпуск: №3 / 2019 (июль — сентябрь)
УДК: 297.17
Автор(ы): Киёмов Идрисджон Жумакулович
докторант, Болгарская Исламская Академия, г. Булгар
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Киемов И. Ж. Основные термины науки фикх, упоминающиеся в книгах ученых ханафитского мазхаба [Электронный ресурс] / И. Ж. Киемов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. – 2019. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
В исламоведении мы очень часто встречаем проблемы, связанные с текстологическим анализом и толкованием религиозных текстов. Это происходит вследствие сложности перевода, ментальных и этнокультурных особенностей автора текста, религиозно-правовых институтов определенной местности, последователей разных религиозных течений и политических взглядов. Однако, зачастую это происходит по причине иносказательных фразеологических приемов, которые исследователи переводят в прямом значении, не учитывая комплексную смысловую нагрузку всего текста. Такие аллегории применяются не только в трудах о нравственности, но и в религиозно-правовых книгах. Данное явление повсеместно отмечается в трудах исламских ученых. Так, например во многих религиозно-правовых книгах по ханафитскому мазхабу мы можем встретить сложные и противоречивые на первый взгляд термины. Но после изучения данных понятий в совокупности со всем текстом и проведения текстологического анализа и сравнения с другими трудами, значение того или иного термина становится понятным. Несмотря на то, что работы в данном направлении богословами Ислама ведутся уже давно, подобные исследования не теряют своей актуальности. Так как разночтения и вытекающие из них разногласия имеют массовый характер, как в истории, так и в современности Исламской цивилизации. К тому же некорректные формулировки определенных терминов мешают развитию диалога культур и цивилизаций и процессам интеграции в обществе. В отечественной науке и странах СНГ подобное исследование пока не проводилось, оно является во многом уникальным. Мусульмане, практикующие ханафитский мазхаб, в странах СНГ представлены большинством, что определяет востребованность подобных исследований.
Ханафитский мазхаб – одна из четырех существующих на сегодняшний день правовых школ суннитского Ислама. Эта школа основана на фетвах имама Абу Ханифы, которые записывали и собирали, по свидетельству имама ат-Тахави, сорок его учеников. Так, например, имам Яхья ибн Закария ибн Аби Заида записывал за имамом в течение тридцати лет. Его учеников можно по праву считать со-основателями мазхаба, ведь, как пишет биограф имама аль-Муваффак аль-Макки, имам формировал свой мазхаб путем обсуждения вопросов со своими учениками, а не по своему усмотрению. Он давал им на обсуждение тот или иной вопрос, выслушивая их мнение и высказывая свое. Дискуссии по одному вопросу могли продолжаться долгие месяцы, пока имам не определял окончательно свое мнение по нему, после чего имам Абу Юсуф записывал итог.
Имам аль-Хаваризми приводит в «Джамиꞌ аль-масанид» с иснадом до великого ученого-саляфа, ученика Абу Ханифы и учителя имама аш-Шафии, Вакиꞌа ибн аль-Джарраха, да будет Аллах ими доволен следующую историю:
«Один человек сказал ему: «Абу Ханифа ошибся». Вакиꞌ ответил ему: «Как мог ошибиться Абу Ханифа, когда с ним рядом такие, как Абу Юсуф, Зуфар и Мухаммад, с их кыясом (аналогиями) и иджтихадом?! Такие, как Яхья ибн Закария ибн Аби Заида, Хафс ибн Гияс, Хиббан ибн Али и Мандаль ибн Али, с их знанием хадисов?! Такие, как Ибн Абдуррахман ибн Абдуллах ибн Масꞌуд с его знанием арабского языка?! Такие, как Дауд ат-Таи и Фудайль ибн ꞌИяд с их аскетизмом и богобоязненностью?! Тот, у кого такие ученики и советчики, не может ошибиться, потому что, если он ошибется, они вернут его на истину» [6, с. 43–44].
Впоследствии записи учеников легли в основу книг имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, да помилует его Аллах, которые составили «захир ар-ривая». Дальше многие поколения ученых, отталкиваясь от этих книг, сокращая их, комментируя и приводя доказательства, сформировали ханафитский мазхаб, такой, каким мы его изучаем сегодня.
Имам Ибн Камаль Баша (ум. в 940 г. по хиджре) составил самую известную иерархию ученых-факихов мазхаба, распределив их на семь уровней:
- Уровень абсолютного муджтахида. Это имамы мазхабов, которые установили принципы для вынесения решений (хукмы) напрямую из четырех источников Шариата: Корана, сунны, иджмы и кыяса.
- Уровень муджтахида в мазхабе. Это имамы Абу Юсуф, Мухаммад и остальные ученики Абу Ханифы, да помилует их Аллах. Они выносили решения из источников Шариата на основе правил, установленных абсолютным муджтахидом. Даже если они и противоречили имаму в некоторых частных решениях, но следовали за ним в правилах и усуле.
- Уровень муджтахида в отдельных вопросах, по которым не передается мнение имама мазхаба. Это, например, Абу Джаꞌфар ат-Тахави, Абуль-Хасан аль-Кархи, аль-Хальвани, ас-Сарахси, аль-Баздави, Фахруддин Кадыхан и другие. Они совершали иджтихад в отдельных вопросах, по которым нет ясного текста от имама, в соответствии с его усулем и принципами.
- Уровень «асхаб ат-тахридж». Ученые этого уровня и последующих – уже мукаллиды. «Асхаб ат-тахридж», например, Абу Бакр аль-Джассас, не имели права на иджтихад в принципе, однако, благодаря своим знаниям усуля, могли на основании собственного мнения проводить аналогии, проясняя решения по неясным вопросам или таким, по которым от имама мазхаба или его учеников передается два мнения.
- Мукаллиды «асхаб ат-тарджих». Среди них – Абуль-Хасан аль-Кудури, имам аль-Маргинани (автор «Хидая») и другие. Они имели право выбирать более сильное из нескольких переданных мнений, говоря: «это более верно», «это наиболее достоверно», «это точнее соответствует кыясу» и т.д.
- Мукаллиды, способные различать, какие из мнений слабее, а какие сильнее, что относится к «захир ар-ривая», а что к «навадир» и т.д. Среди них – авторы авторитетных матнов: ан-Насафи («Канз»), аль-Маусыли («аль-Мухтар»), Тадж аш-Шариꞌа («Викая»). Их задачей было исключить слабые и отвергаемые мнения и передачи.
- Мукаллиды, не имевшие права ни на что из вышеперечисленного [15].
На эту классификацию опираются многие ученые, в частности, имамы Ибн Абидин аш-Шами и аль-Лякнави, однако имам Мухаммад Захид аль-Каусари в «Хусн ат-такады» цитирует шейха Шихабуддина аль-Марджани, который критикует классификацию имама Ибн Камаль Баша. Суть критики можно резюмировать следующим образом:
- Многие из учеников имама Абу Ханифы – главным образом, имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да помилует их всех Аллах – обладали степенью абсолютных муджтахидов, и лишь скромность и почтение к их учителю останавливала их от вынесения самостоятельных решений на основе собственного усуля.
- Муджтахиды в отдельных вопросах (3-й уровень) нередко противоречили основателю мазхаба.
- Абу Бакр аль-Джассас (4-й уровень) был муджтахидом, а не мукаллидом.
- Шейху аль-Марджани кажется несправедливым помещение имамов аль-Кудури и аль-Маргинани двумя уровнями ниже имама Кадыхана.
- Между пятым и шестым уровнем никакой разницы нет [14, с. 192].
Схожие претензии к классификации высказали имам аль-Лякнави в «Нафи` аль-кабир» и Мухаммад Абу Захра в книге «Абу Ханифа».
Тем не менее, классификация может дать читателю общее представление об иерархии ученых ханафитского мазхаба.
Подобно тому, как всех ученых мазхаба можно поделить на уровни, также и книги вместе с изложенными в них мнениями имеют свою иерархию. Ее приводит имам Ибн Абидин в «Радд аль-мухтар» и «ꞌУкуд расм аль-муфти».
- Книги «захир ар-ривая» – это книги однозначно и достоверно передающиеся от имама Мухаммада ибн аль-Хасана, да будет Аллах им доволен. Вопросы, в них изложенные, называются основными вопросами (масаиль аль-усуль). Это следующие шесть книг: «аль-Мабсут», «аз-Зиядат», «аль-Джамиꞌ ас-сагыр», «ас-Сияр ас-сагыр», «аль-Джамиꞌ аль-кабир» и «ас-Сияр аль-кабир».
- Книги и вопросы «навадир». Это мнения имамов мазхаба, переданные в других книгах, помимо шести вышеупомянутых, в том числе в остальных книгах имама Мухаммада, книгах имамов Абу Юсуфа, Хасана ибн Зияда, да помилует их Аллах, и других. Эти мнения не имеют силы «масаиль аль-усуль», поскольку приведены в книгах, переданных не с такой высокой степенью достоверности, как «захир ар-ривая».
- «Аль-фатава» или «аль-вакиꞌат». Это фетвы последующих поколений имамов мазхаба по вопросам, на которые те не нашли ответа в книгах первых поколений ханафитов. Первой книгой такого рода имам Ибн Абидин называет «ан-Навазиль» имама Абу Лейса ас-Самарканди.
Некоторые ученые к книгам «захир ар-ривая» относят и «аль-Кафи» имама аль-Хакима аш-Шахида, в которой он в сокращенном виде представил все шесть основных книг имама Мухаммада. Самым известным комментарием к «аль-Кафи» является «аль-Мабсут» имама ас-Сарахси.
Мы постараемся привести основные термины, которые используются ханафитскими учеными в книгах по фикху, и раскрыть их смысл.
«Машаих» («шейхи», почетные мужи) – под этим термином подразумеваются ученые, которые жили после имама Абу Ханифу. Например, таково мнение «машаих» [9, с. 71].
«Мутакаддимун» («Ранние из числа наших факихов») – под этим термином имеются ввиду ученые, которые застали в живых трех великих имамов. Тех же, которые жили после них, принято считать «поздними» [9, с. 72].
«Халяф» («преемник») – в понимании факихов ученые, начиная с Мухаммада ибн Хасана (ум. в 189 г. Х.), заканчивая Шамс аль-аимма аль-Хальвани (ум. в 456 г. Х.) [9, с. 72].
«Саляф» («предшественник») – ученые, жившие во временном отрезке, начиная с имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, заканчивая Мухаммадом ибн Хасаном (ум. в 189 г. Х.) [8, с. 241].
«Мутааххирун» («поздние ученые») – этот термин подразумевает всех ученых, начиная с Альхальвани (ум. в 456 г. Х.), заканчивая Хафиз ад-дин аль-Бухари (ум. в 693 г. Х.) [8, с. 241].
«Шейхан» («два шейха») – это обобщенное упоминание двух ученых, а именно имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа
«Тарафан» («две стороны») – это определение, которое дается деятельности имама Абу Ханифы и имама Мухаммада.
«Сахибан» («два последователя») – это выражение, относящееся к имаму Абу Юсуфу и имаму Мухаммаду.
«Аль-Имаму ассани» («Второй имам») – так называли имама Абу Юсуфа.
«Аль-имаму арраббаний» («Имам-воспитатель») – под этим именем известен имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани [9, с. 73].
«Аль-хасан» – если в тексте присутствует данное имя, то в большинстве случаев под этим подразумевается ученый Аль-хасан ибн Зияд Аль-люлюи. Однако, когда это имя используется в книгах по тафсиру, то под ним подразумевают аль-Хасана аль-Басри [8, с. 241].
«Шейхуль-ислам» – данное прозвище дано ряду ученых ханафитского мазхаба, но часто так называют Али ибн Мухаммада Аль-исбиджани, как об этом заявил Аль-кураши. Или же так называют Абу Бакра Хавахир Заде, как об этом сообщил Ибн Абидин.
«Шамс аль-аимма» («солнце имамов») – чаще так называют Шамс аль-аимма Ас-сарахси, автора книги «Аль-мабсут). Иногда, с оговоркой, так называют и других ученых. Например, Шамс аль-аимма Аль-хальвани, Шамс аль-аимма Аль-курди, Шамс аль-аимма Аль-Узджанди [13, с. 45].
«Сахиб аль-мазхаб» («основатель мазхаба») – это имам Абу Ханифа, потому что именно он основал ханафитский мазхаб, которому было дано его имя [9, с. 73].
«Садр Аш-шариа» («середина Шариата») – это имя относится к двум ученым. «Садр Аш-шариа акбар» («старшая середина Шариата») или «Садр Аш-шариа аль-аууаль» («первая середина Шариата») – Ахмад ибн Джамалюд-дин Убейдуллах Аль-махбуби, который является отцом «Тадж Аш-шариа» («корона Шариата»). Второго ученого называли «Садр Аш-шариа асгар» («младшая середина Шариата») или «Садр Аш-шариа сани» («вторая середина Шариата») – это известный толкователь книги «Аль-викая», Убейдуллах ибн Масгуд ибн Тадж Аш-шариа Махмуд ибн Садр Аш-шариа акбар [8, с. 241].
«Гаммату машаих» («значительная часть машаих») – большинство машаихов [9, с. 69].
«Наши ученые» – в целом так называют трех ученых – имама Абу Ханифу, имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, да будет доволен ими Аллах [11, с. 248].
«У трех наших имамов» – это выражение подразумевает трех имамов – Абу Ханифу, Абу Юсуфа и Мухаммада, да будет доволен ими Аллах
«Четыре имама» – ученые, которые являются основателями известных мазхабов – имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафиии имам Ахмад (да будет доволен ими Аллах) [8, с. 248].
«По мнению двух (ученых)» – здесь имеется в виду деятельность Абу Юсуфа и Мухаммада, если не указано иное. Также данное выражение используется для указания мнений Абу Ханифы и Абу Юсуфа или Абу Ханифы и Мухаммада, если ранее речь шла и о Мухаммаде, когда указывались оппоненты какому-либо постановлению. Например, если пишется «у Мухаммада так, а, по мнению двух, так», то под этим подразумевают Абу Ханифу и Абу Юсуфа, двух шейхов или, если будет написано «Абу Юсуф сказал так, но, по мнению двух, так», то подразумевают Абу Ханифу и Мухаммада, то есть «тарафан». Сюда же можно отнести выражения «по доводам двух (ученых)», «сказали двое «учёных» и иные выражения, где обозначена двойственность.
«У него (такое-то решение)» или «от него (сообщается)» – первое выражение указывает на «мазхаб», основное мнение в мазхабе, а второе – на «риваят», одно из не основных мнений мазхаба. Например, если сказано «(таково решение) у Абу Ханифы», то есть – это его основное мнение в мазхабе. А если пишется «(также) от Абу Ханифы сообщается», то это означает риваят от него [9, с. 77].
«Риваятан» («два риваята») – так обозначают словами «от имама по этому поводу есть два риваята», то есть передано два мнения, когда не известно более позднее мнение, например, имама Абу Ханифы.
«Риваятан анху» («один риваят») – этим выражением ученые акцентируют, то, что является первым мнением имама Абу Ханифы или мнением, не переданным от него в основных источниках ханафитского мазхаба [11, с. 56].
«Карахатун» («нежелательность») – нежелательные действия согласно законам шариата. Если данное выражение применяется в словах ученых, то под этим подразумевается «карахат тахрим» (нежелательное действие, близкое к хараму) за исключением, когда они указывают, что это «карахат танзих» (нежелательное действие, которое не запрещено, но порицаемо) [5, с. 137].
«Сунна» – употребление этого термина подразумевает «сунна муаккада», т. е. поклонение, которое Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) совершал с особой регулярностью, за редким исключением. Помимо прочего этот термин относится к действиям, которые практиковали его сподвижники. Также часто под термином «сунна» имеется в виду «мустахаб» (желательные действие, за совершение которых человек получает награду, а за оставление не наказывается) и, наоборот, под «мустахабом» могут иметь в виду «сунну». Употребление данного термина проясняется в контексте определенных действий [9, с. 82].
«Ваджиб» – часто под термином «ваджиб» понимается «фард».
«Фард» – предписываемые действия, поступки, нормы поведения, обязательные для выполнения. Часто они соответствуют понятию «рукн» (основная часть какой-либо вещи, без которой она не может существовать). Например, одним из фардов намаза является вступление в намаз. Речь также может идти о шарте, т. е. об условии, чтобы какой-либо религиозный акт считался выполненным по оговоренным в шариате правилам [10, с. 442–450].
«Фахруль Ислам» («Гордость Ислама») – в общей ханафитской терминологии Фахруль Ислам означает высокий титул. Но если этот термин встречается в книгах по усулю (основам религии) и фикху, то в данном контексте имеется в виду ученый Абуль Уср Али бин Мухаммад аль Баздави (ум 482 г. Х.) [1, с. 37].
«Аль-Фадлий» – упоминание этого имени в книгах ханафитского мазхаба связано с ученым Абу Бакр Мухаммадом ибн Фадль ибн Аниф аль-Бухари аль-Камари (ум 381 г. Х.), который был факихом (богословом-законоведом) и хадисоведом (изучающим хадисы). Книги ханафитского мазхаба изобилуют его фетвами.
«Аль-Кирмани» – изначально это было указанием местности, откуда родом были ученые, но впоследствии это определение стало отождествлением имени богослова Абуль Футух Масуд ибн Ибрахим аль-Кирмани (ум. в 748 г. Х.). Став знаменитым ханафитским ученым в своем городе Кирман, он отправился в путешествие в Египет. Он был автором многих трудов, таких как: Хашия аля аль-Мугни лиль Хаббази и Шарх Канз аль-Дакаик линнасафи [8, с. 246].
«Аль Камаль» – при упоминании имени этого ханафитскими учеными подразумевается Ибн аль-Хумам, автор труда «Фатх аль-Кадир» – толкования книги «Хидая» [10, с. 26].
«Индаху» («Его мнение по этому вопросу») – местоимение, которое используют ученые, подразумевая мнение имама Абу Ханифы, даже если о нем не сообщается в тексте, за исключением, если ранее был упомянут другой ученый [9, с. 77].
«Абу лейс Самаркандий» – под этим прозвищем и местом происхождения могут иметься в виду три ученых ханафитского мазхаба, такие как:
Наср ибн Сайар, ум. в 294 г. Х.,
Наср ибн Мухаммад, ум. прим. в 373–393 г. Х. и
Ахмад ибн Умар, ум. в 552 г. Х.
Их классифицируют в следующем порядке: первого называют хафизом, второго факихом, третьего маджидом (великим).
«аль-Мухаккык» –этим именем называют позднего ханафитского ученого аль-Камаля ибн аль-Хумама (ум. в 861 г. Х.), который является автором труда «Фатх аль-Кадир» [4, с. 77].
«аль-Асль» – в ханафитском фикхе есть очень популярная книга «аль-Мабсут» имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбаний, также известная под названием «аль-Асль», так как он написал ее до остальных известных книг. Если говорят это решение упомянуто в «аль-Асль», то подразумевают книгу «аль-Мабсут» [9, с. 95].
«аль-Усуль» – понятие «Усуль» в ханафитском мазхабе подразумевает книги, которые написал имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбаний, известные как «Захиру ар-Ривайа» [12, с. 35].
«аль-Китаб» – под данным понятием в ханафитском мазхабе подразумевается книга «Мухтасар аль-Кудури» [14, с. 179], известнейший труд ханафитского фикха. Ученый аль-Майданий, поясняя содержание этой книги, назвал ее «аль-Любаб фи шархи аль-Китаб».
«аль-Мабсут» – в ханафитском мазхабе имеется множество книг под названием «аль-Мабсут». Если данный труд упомянут обобщенно, то следует понимать, что имеется в виду автор Шамсу аль-Аиммату ас-Сархасий, ум. примерно в 490 г.Х. [12, с. 43].
«аль-Мухит» – в ханафитском мазхабе имеется множество научных работ под названием «аль-Мухит». Если вышеупомянутый труд упомянут обобщенно, то следует понимать, что имеется в виду труд «аль-Мухит аль-Бурханий», который был написан Бурхануддином аль-Бухарий. Иногда это понятие связывают с ученым Радыйюддин ас-Сархасий. Для более ясного понимания отличительных особенностей между двумя трудами первый называют — «аль-Мухит аль-Бурханий», а второй — «аль-Мухит ас-Сархасий», либо «аль-Мухит ар-Ридваний» [8, с. 246].
«аль-Мутун» –данное понятие имеет в виду фундаментальные труды ханафитского мазхаба «аль-Бидая», «Мухтасар аль-Кудури», «аль-Мухтар», «ан-Мукая», «аль-Викая», «аль-Канз», «аль-Мультака». Эти книги передают основные мнения ранних ученых ханафитского мазхаба, которые являются более авторитетными, за исключением трудов «аль-Гурар», принадлежащих автору Мулла Хисрау, и работе «ат-Танвир», написанной ученым Тамр Таший, которые ссылаются на мнение более поздних ханафитских ученых [12, с. 71].
Под понятиями «Захиру ар-Ривая», «Захиру аль-мазхаб», «аль-Усуль» следует понимать мнения, переданные от основоположников ханафитского мазхаба имамов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада. Иногда к ним относят таких ученых как Зуфр и Хасан и других учеников, получавших знания у Абу Ханифы. Данные понятия принято соотносить с первыми тремя имамами, либо с одним из них. Поскольку эти определения переданы от имама Мухаммада беспрерывной цепью передатчиков, среди ученых имеются разногласия в определении той или иной книги к «Захиру ар-Ривая». В данном вопросе произошло разделение мнений на три группы. Одни ученые говорят [14, с. 179], что это относится к шести книгам имама Мухаммада: «аль-Джамми ас-Сагир», «аль-Джамии аль-Кабир», «ас-Сияр ас-Сагир», «ас-Сияр аль-Кабир», «аль-Мабсут», «аз-Зиядат». Вторые говорят, что речь идет о пяти книгам, а именно обо всех вышеперечисленных, за исключением «ас-Сияр ас-Сагир». По мнению третьей группы исследователей, имеются в виду четыре книги, то есть все кроме «ас-Сияр аль-Кабир» и «ас-Сияр ас-Сагир» [7, с. 49]. Такое мнение разделяют аль-Барбти и Кази Зада [2, с. 104]. Кроме того, стоит отметить, что ученый аль-Лакнави в предисловии к своим комментариям к книге «Хидая» приводит доказательства ошибочности отнесения «Захиру ар-Ривая» к трем книгам – «аль-Мабсут», «аз-Зиядат» и «аль-Мухид» [7, с. 49]. Также по этому вопросу существуют различные мнения. Большинство исследователей считают понятия «Захиру ар-Ривая» и «аль-Усуль» синонимами [14, с. 167]. Знаменитый ученый ибн Абидин считает это мнение правильным. Ибн Камаль Баша [12, с. 35] и Ташкубри разделяют это мнение. Ташкубри считает, что «аль-Усуль» включает в себя «аль-Мабсут», «аз-Зиядат», «Джамиль Кабир» и «аль-Джамми ас-Сагир», а «Захиру ар-Ривая» он относит к «аль-Мабсут», «аль-Джамми ас-Сагир», «ас-Сияр аль-Кабир».
Группа из шести книг имама Мухаммада – «аль-Джамми ас-Сагир», «аль-Джамии аль-Кабир», «ас-Сияр ас-Сагир», «ас-Сияр аль-Кабир», «аль-Мабсут», «аз-Зиядат» входит в «гайру Захир Ривайа». К «гайру Захир Ривайа» ученые относят также и другие книги ученых ханафитского мазхаба. «гайру Захир Ривайа» разделяют на три вида.
К первому виду относится книги имама Мухаммада, которые не были известны и не имели такого широкого распространения среди ученых, как выше упомянутые книги. Например: «аль-Кияният» – это ответы на вопросы, которые имам Мухаммад писал для человека по имени Каям. Некоторые считают, что ответы на эти вопросы имам Мухаммад составлял, находясь в городе Кайсам [12, с. 174]. Из-за созвучности имени и названия города появились спорные вопросы. Однако Ташкубри считает, что первое мнение является более достоверным [3, с. 237]. «ар-Рикият» – это ответы на вопросы, которые имам Мухаммад собрал, будучи кадием в городе ар-Рикка. «аль-Джурджаният» – это ответы на вопросы, которые имам Мухаммад собрал, когда был в городе Джурджан. «аль-Харуният» – это ответы имама Мухаммада человеку по имени Харун.
Ко второму виду относятся книги других ученых помимо имама Мухаммада. Например, «аль-Муджаррад», автором которой является Хасан ибн Зияд, и «Кутубуль Амали» (подробное описание урока учениками во время лекции учителя, отличающееся от краткого конспекта).
К третьему виду относится «Навадир», то есть восемь мало известных книг имама Мухаммада, а именно: «Навадиру Хишам», «Навадиру ибн Самага, «Навадиру ибн Рустум» [14, с. 174], «Навадиру ибн Рашид», «Навадиру аль-Мугалля», «Навадиру Бишир», «Навадиру ибн Шуджа аль-Бальхи», «Навадиру аби Суляйман».
Таковы основные понятия и термины, которые используют ученые в области ханафитского фикха в своих книгах. Без знания смысла этих понятий невозможно в полной мере понимание этих книг. Следует отметить, что, несмотря на анализ, некоторые термины и инструменты для изучения мазхаба еще нуждаются в дальнейшем изучении и уточнении.
Список использованных источников
- Абдуль-Кадир бин аби аль-Авфа аль-Караши. Аль-джвахир аль-музия фи табакат аль-ханафия. Бейрут : дар кутуб аль-ильмийя, 2005. 632. с.
- Ахмад ибн Махмуд Казызада. Натаидж аль-афкар фи кашфи ар-румуз ва аль-асрар. Дар аль-фикр, 1990. Т. 8. 497 с. Т. 9. 521 с.
- Ахмад ибн мустафа Ташкубризада. Мифтаху асс-адат ва мисбаху ассиёда фи мавзуати аль-улум. Бейрут : дар кутуб аль-ильмийя, 1985. Т. 2. 567 с.
- Ахмад ибн Мухаммад Аннакиб. Аль-Мазхаб аль-Ханафи. Эр-Рияд : мактабатуррушд, 2001. Т. 1. 935 с.
- Зайнуддин бин Ибрагим ибн Мухаммад (ибн Нуджайм). Аль-бахрурраик фи шархи канзуддакаик. Бейрут : дар кутуб аль-ильмийя, 1997. Т. 1. 669 с.
- Зафар Ахмад Усмани / Цит. по «Иля ас-сунан». Бейрут : Даруль кутуб аль-ильмийя, 2017. Т. 1. 352 с.
- Луай бин Абдуррауф Аль-Халили. Асбаб удулулл-Ханафия ган захир-аль-футья. Амман : даруль-Фатх, 2016. 580 с.
- Мухаммад Абдуль-Хай Аль-лякнави. Аль-фаваид аль-бахийа фи тараджим аль-Ханафия. Каир : Дар Аль-Китаб, 1906. 249. с.
- Мухаммад Абдуль-Хай Аль-лякнави. Мукаддимату умдату-рриая ало шарх аль-вкая Бейрут: дар кутуб аль-илмия, 2016. Т. 1. 424 с.
- Мухаммад Амин ибн Абидин. Радд Аль-Мухтар. Бейрут : Дар аль-Фикр, 1992. Т. 1. 663 с.
- Мухаммад Амин ибн Абидин. Расаил ибн абидин. 2008. Т. 1. 724 с.
- Мухаммад Амин ибн Абидин. Шарх Укуд расм аль-муфти. Дамаск : дар ас-сиддик, 2012. 143 с.
- Саид Хусайн Абдуррахман аль-Банджави. Аль-хуласату аль бахия фи мазхаби аль-ханафияаль. Бейрут : дар кутуб аль-ильмийя, 2004. 200 с.
- Шихаб Ад-Дина Ал-Марджани. Назурат Ал-Хакк. Истанбул : дар аль-хикма, 2012. 555 с.
- Ахмад бин ар-Рифаи. Маратиб табакат аль-фукаха / Ибн Камаль Баша. URL: https://www.feqhweb.com/vb/t3059.html. (дата обращения: 24.05.2019).
Kiyemov Idrisjon
PhD student, Bulgarian Islamic Academy, Bulgar
THE BASIC TERMS OF THE SCIENCE OF FIQH, MENTIONED
IN THE BOOKS OF THE HANAFI MAZHAB SCHOLARS
The article gives General information about the features of the Hanafi mazhab. It gives a hierarchy of scholars and books of mazhab. The basic terms given in books on fiqh by Hanafi scholars are analyzed. Each mazhab is a centuries-old tradition with its own characteristics and terminology, which often differs from the terminology of other law schools. Without knowledge of this terminology, it is impossible to adequately understand the books on fiqh of the Hanafi mazhab. The study of this problem is especially important for the Russian Islamic studies, because in Russian studies this issue has received little attention.
Key words: Islamic law, fiqh, Hanafi mazhab, terminology.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019
© Киёмов И. Ж., 2019