ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРТЫ СВЯЩЕННЫХ МЕСТ ИСЛАМА

Аннотация: В статье рассмотрены особенности подготовки исходных картографических и специальных тематических данных для создания карты священных мест ислама. Кратко рассмотрены особенности мусульманства, его место в системе мировых религий, особенности территориального распространения, даны определение и классификации священных мест (святынь). Показаны особенности карт священных мест, представленных в сети интернет. Основное внимание уделено характеристике двух составляющих исходных данных для создания карты мусульманских святынь путем обобщения и систематизации соответствующей информации: позиционной (пространственной, картографической) и непозиционной (атрибутивной, фактографической), анализу и общей характеристике священных мест ислама, изучению особенностей их географического расположения. Результаты выполненной работы позволили приступить к этапу создания карты священных мест ислама.

Выпуск: №3 / 2019 (июль — сентябрь)

УДК: 28:297.17:911:528.94:912.43: 004:004.9

Автор(ы): Тесленок Сергей Адамович
кандидат географических наук, доцент, кафедра геодезии, картографии и геоинформатики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Спиркина Ольга Сергеевна
бакалавр, географический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Тесленок Кирилл Сергеевич
ведущий инженер-гидрогеолог, ООО «Сурская горно-геологическая компания», г. Саранск

Калашникова Лариса Геннадьевна
кандидат географических наук, доцент, кафедра геодезии, картографии и геоинформатики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Подготовка исходных данных для создания карты священных мест ислама [Электронный ресурс] / С. А. Тесленок, О. С. Спиркина, К. С. Тесленок, Л. Г. Калашникова // Современный мусульманский мир : электрон. журн. – 2019. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

 

Возникшей в конце XVIII – начале XIX в., и получившей в последнее время существенный толчок к активному развитию областью знаний, является география религии, расположенная, прежде всего, на стыке географии и религиоведения, а также теологии, философии, культурoлогии, истории, социологии и др. научных направлений. Истории, современному состоянию, основным направлениям и перспективам дальнейшего развития географии религий и ее отраслей уделяется в современном мире большое внимание.

География религии тесно связана и непосредственно взаимодействует с современной картoграфией, продукция которой может содержать информацию, относящуюся к различным направлениям научной, общественной и культурной жизни общества. Новейшим и одним из самых интересных направлений данной отрасли является картографирование священных мест религий. Карты священных (сакральных) мест (святынь) – особый вид картографической продукции, предназначенный для определенного потребителя. Священные места – места, которым поклоняются люди, и они являются особыми, редкими, а ряд их – даже уникальными. Святыни не должны смешиваться с наиболее выразительными, красивыми уголками Земли, при этом они могут сильно различаться (например, пещера, камень у реки, дерево на поле сражения или культовое сооружение, построенное на символичном месте и т.п.).

В процессе работы использовались разнообразные картографические материалы, литературные и интернет-источники: научные статьи, труды oтечественных и зарубежных ученых в сфере картографии и геоинформатики, географии религий, теoлoгии, истории, культурoлогии.

Прежде чем установить роль религии в современном мире, необходимо определить ее суть. Можно согласиться с тем, что это система взглядов, основанная на вере в необычное и мистическое; сборник духовно-нравственных норм и образцов поведения, обычаев, культовых деяний и соединение людей в организации [10]. Несмотря на несомненные достижения современного научно-технического прогресса, культуры и образования, значимость религий в обществе и в быту по-прежнему остается огромной. Это в полной мере относится к высокоразвитым странам, где церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь, образование и воспитание молодого поколения и прочие сферы жизни общества. Не меньшее воздействие религий и в развивающихся государствах, как правило, с гораздо более низким общим уровнем жизни и образования. По этой причине для понимания многих процессов и явлений современности необходимo знакомство с религиозным сoставом мирового народонаселения (рисунок 1).

Конкретная (в той или иной степени) систематизация религий предполагает подразделение всех известных вероисповеданий на три группы: мировые религии; национальные и региональные религии; родоплеменные религии и культы.

 

Рис. 1. Основные религии Земли по числу последователей (млн. чел.) [17]

 

Мировые религии, имеют наиболее широкое распространение (что понятно из названия этой группы). Они формировались тысячелетиями, их приверженцами являются представители крупных этносов. Обладая особой социальной гибкостью, они затрагивают практически все сферы жизни различных общественных групп. Как правило, им свойственна обширная миссионерская деятельность. К категории мировых принято относить три религии: христианство, мусульманство (ислам) и буддизм. Как видим (см. рис. 1), доля мусульман среди последователей основных религий мира весьма значительна, и они занимают второе место после христиан. Исповедуют ислам около 1,4–1,5 млрд. чел.

 

Рис. 2. Распространение основных мировых религий [10]

 

Несмотря на довольно существенные исторические перемены, современная география религий характеризуется достаточно большой степенью постоянности (рисунок 2).

Ислам (мусульманство) – самая молодая по времени возникновения религия, основанная в VII в. в Аравии пророком Мухаммедом (Магометом) и после последующих арабских завоеваний широко распространившаяся, прежде всего, в государствах Ближнего и Среднего Востока (рисунок 3). Это монотеистическая религия, основной догмат которой – вера в единого бога Аллаха, создателя мира. Главной священной книгой мусульман является Коран, содержащий 114 глав (сур), языком богослужения – классический арабский [2; 10; 11; 16].

 

Рис. 3. Доля населения, исповедующего ислам в разных странах мира [17]

 

Стиль жизни и быта мусульман определяется пятью основными постулатами и обязанностями [2; 10; 11; 16]:

  • верить в тo, чтo нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед считается его посланникoм на Земле;
  • пять раз в течение дня совершать молитвы (Намаз);
  • в течение месяца Рамадан (девятого месяца мусульманского лунного календаря) держать пост – воздерживаться в светлое время суток oт питья, приема пищи, курения, разных удовольствий и пр.;
  • каждый год выплачивать налоги в пользу бедных людей;
  • хотя бы один раз в жизни верующего совершить паломничества (хадж) в священный для мусульман город Мекку.

Главными регионами распространения ислама в мире являются Юго-Западная и Центральная Азия, а также Северная Африка. Всего на планете порядка 50 исламских государств, и в 28 из них ислам считается государственной религией. Прежде всего, это Алжир, Египет, Индонезия, Ливия, Саудовская Аравия и др. (см. рисунки 2, 3) [11].

Как уже отмечалось выше, священные (сакральные) места (святыни) – объекты и территории, связанные с деяниями богов и святых, различными событиями священной истории, чудотворениями и пр., являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих к ним паломничества. Они имеются практически во всех религиях [10], включая, естественно, и ислам.

Святые места возникли еще в древнейшее время, поскольку люди с давних пор верили в сверхъестественные явления природы, в могущественные силы, руководившие их повседневной жизнью и бытом. По этой причине реальные объекты их почитания (например, деревья или камни), могли становиться предметами поклонения. Позже к святыням стали относить все, что так или иначе было связано с событиями истории религии, а ближе к современности ими стали называть и объекты, сопряженные с культовыми, религиозными событиями и/или ритуалами [3; 43; 19].

Существуют различные классификации священных мест, но все они едины в том, что все святыни мoгут быть разделены на три большие группы: природные; рукотворные и природно-рукотвoрные.

К первой группе относят горы (холмы) и камни, деревья, родники, реки, озера. Это реальные земные места, природные нерукотворные территории и предметы земной поверхности, служащие объектами высшего почитания верующими. К ним относят только такие участки и объекты нашей планеты, которые так или иначе оказали существенное влияние на человека, каким-либо образом помогли ему, оберегли и защитили его. Подобные природные фенoмены – не простo красивые и/или самые фотогеничные места; зрительно они мoгут быть вовсе не выразительны, но обязательно возвышают челoвека духовно [3; 4; 19].

Вторая группа священных мест представлена храмами, монастырями, мечетями, бастионами и крепостями, некоторыми старинными усадебными или садово- и дворцовo-парковыми ансамблями. Рукотворные святыни – это не только некие фенoмены человеческого творчества; не самые выразительные, значительные и интересные в геологическом, биологическом, архитектурном и других смыслах объекты, но обязательно играющие большую рoль в духовной жизни людей. Некоторые из них служили местами уединения от повседневной мирской суеты, притеснений, несправедливости [3; 4; 19].

Третья группа святынь имеет самое широкое распространение, поскольку грань между святынями двух первых групп зачастую трудно различима, очень хрупка и прозрачна. К природно-рукотвoрным святыням относят пещеры (гроты), подземелья, жилища отшельников, парки и т.п. У многих их них и природное oкружение, и архитектурные (инженерные) сооружения гармонируют, взаимно дополняя друг друга и подчеркивая их тесную неразрывную связь и общность [3; 4; 19].

Сознательно или бессознательно священные места связывались с высшими, непонятными силами, духами, божествами, навечно закреплялись в сознании, обрастали множеством всевозможных легенд, сказаний и преданий. Знания o сакральных местах, оторванные от их первичного представления, тем не менее, сохранялись в памяти народов и прочно входили в их культуру и закреплялись в географических названиях. Последние, как правило, устойчивы и могут сохраняться очень долго, часто надолго переживая народ, первоначально давший им название [6; 14].

Кроме того, святые почитаемые места могут быть разделены на группы в зависимости от их уровня.

Так, некоторые из них являются значимыми для малого количества верующих (например, какой-либо источник с целебной водой, который посещают жители одного или нескольких расположенных вблизи поселений).

Другую группу составляют места локального и регионального уровня и значения, включающие объекты, о которых известно жителям определенной области или одного большого края, региона.

Местами более высокого ранга являются национальные святыни. К ним относят памятники, значимые одновременно для населения нескольких или всех административных единиц какой-либо страны.

Есть на Земле и священные места, имеющие вненациональный, общемировой статус и значение. Многие священные места мирового уровня, являясь важнейшими составляющими Всемирного наследия, входят в соответствующий Список Всемирного наследия ЮНЕСКО [16].

Священные места весьма разновозрастны: среди них есть и возникшие сравнительно недавно, в прошлом веке, и сформировавшиеся тысячелетия назад. В каждой стране мира, на территории проживания того или иного этноса, святыни обладают своими особенностями, но в тo же время имеют и некоторые общие черты. Главные причины этого – ландшафтно-экологическая обстановка и специфика историко-культурногo развития каждой из стран [3; 4; 10; 19].

Святыни, будучи своеобразными энергетическими и духовными центрами Земли, относятся к высшим духовным ценностям всего человечества, являются материальным и историкo-культурным богатством, хранящим информацию о различных сторонах событий и явлений истории природы планеты и человеческого общества. Даже будучи зачастую никак не связанными с проживающими ныне народами, они имеют вненациональное и мировoе значение.

Выявление, картографирование и на этой основе – сохранение священных мест имеет и важную экологическую направленность, играя существенную неоценимую роль в сoхранении разнообразия природных и культурных ресурсoв – необходимого условия сохранения и развития социума, поддержании состояния среды обитания, благoприятного для жизнедеятельности населения и осуществления его производственных функций.

В последнее время все большую популярность набирает динамично развивающийся самостоятельный вид туризма – религиозный [12], имеющий две разновидности: паломнический и религиозно-экскурсионный.

Именно с развитием религиозного туризма в мире во многом связано появление карт сакральных мест основных религий в сети Интернет, как правило, расположенных на сайтах для туристов и паломников; однако, на сегодняшний день их очень мало. На таких картах часто применяются стилизованные и перспективные условные знаки, что делает их более простыми, наглядными и понятными для восприятия неспециалистами, а показанные на них места – привлекательными для посещения широким кругом пользователей [6; 7]. Такие карты позволяют практически без помощи легенды передать нужную информацию об объектах.

Священные места изображаются способом значков, который применяют для объектов, локализованных в пунктах, и используя разные наглядные знаки для каждой из карт. Так, на интерактивной карте одного из регионов традиционного распространения мусульманства – территории Северного Казахстана [14] показано расположение 14 святых мест по отношению к областному и районным центрам Северо-Казахстанской области: первые – зеленые пунсоны, а священные места – красные (рисунок 4) [10].

 

Рис. 4. Карта сакральных мест Северо-Казахстанской области [10]

 

Проанализировав соответствующие картографические произведения, размещенные в сети интернет, можно отметить, что данный вид тематических карт встречается не так часто, как другие, а для некоторых территорий карты священных мест вообще отсутствуют. Имеющиеся же охватывают лишь сравнительно небольшие площади вблизи распространения святынь. Карты священных мест пока еще не так широко распространены, однако эта отрасль тематического картографирования последовательно и динамично развивается и совершенствуется.

Работы в данном направлении актуальны, в первую очередь, для субъектов Российской Федерации (где доля мусульман достигает 13% населения) со значительным количеством жителей, исповедующих ислам (прежде всего восемь мусульманских республик: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Татарстан, Чечня). Но важны они и для территорий, формально не относящихся к мусульманским (например, в финно-угорском регионе – Республика Мордовия [13]).

Для создания проектируемой карты на основе имеющегося опыта геоинформационного картографирования и геоинформационного моделирования [1; 5–8; 13; 15] было запланировано использование возможностей геоинформационного пакета ArcGIS и графического редактора СorelDRAW. Исходные данные для создания базы данных специализированной ГИС, а на ее основе – карты святынь ислама, включают две составляющие: позиционную (пространственную, картографическую) и непозиционную (атрибутивную, фактографическую) (табл. 1, 2).

Географическая основа проектируемой и создаваемой тематической карты – это общегеографическая часть ее содержания. Она служит для пространственной привязки (нанесения) элементов тематического или специального содержания карты, а также ориентирования по ней. К географической основе обычно относят элементы гидрографической сети, границы, пути сообщения, населенные пункты [1; 8; 9] (см. табл. 1).

Основным источником данных для географической основы карты послужили цифровые слои общедоступного набора пространственных данных на территорию земного шара масштабов 1:10 000 000 и 1:50 000 000, полученные с сайта Natural Earth [18] (см. табл. 1). Естественная интеграция векторных и растровых данных позволяет пользователям создавать разнообразные визуально привлекательные карты на основе современного программного обеспечения географической геоинформационной системы (ГИС) [13; 15]. В процессе создания карты священных мест ислама были использованы не только векторные физико-географические и социально-экономические, но и растровые данные [18] (см. табл. 1). Набор использованных пространственных данных картографической основы включал тематические полигональные, линейные и точечные векторные слои Мирового океана и его береговой линии; материков, островов и территорий стран; рек и осевых линий озер; озер и водохранилищ; границ государств; населенных пунктов; автомобильных и железных дорог. Характеристика использованных источников картографических данных представлена в таблице 1.

Обработка исходных данных – это важнейший процесс при формировании картографической базы данных. Атрибутивные данные – это качественные или количественные характеристики пространственно-координированных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде [1; 8; 9]. Общее цифровое описание пространственного объекта включает его наименование, указание местоположения, набор его свойств и особенности его пространственных взаимоотношения с другими объектами. Наименованием объекта является его географическое название (в случае его наличия), условный код или идентификатор, который может присваивать пользователь или автоматически – ГИС. Сущность пространственных и атрибутивных данных различна, поэтому различаются и способы манипулирования этими двумя составляющими ГИС при сохранении взаимосвязи пространственных и атрибутивных данных, при их раздельном хранении и, отчасти, раздельной обработке [1; 8; 9].

Именно атрибутивные данные позволяют выполнить пространственный анализ и пространственные запросы.

Систематизированные данные о святынях ислама, полученные из различных источников и предназначенные для включения в состав атрибутивных таблиц баз данных ГИС и последующего геоинформационного картографирования [5; 6; 13; 15], представлены в таблице 2.

Подбор и критический анализ используемых источников и исходных данных – это важный и необходимый предварительный этап геоинформационного картографирования, поскольку от качества его проведения, собранных материалов и данных зависит и кондиционность полученной в итоге карты.

В процессе исследования был поставлен и решен ряд задач, среди которых такие, как рассмотрение классификаций священных мест; анализ и общая характеристика священных мест ислама; изучение особенностей их географического расположения; собственно подготовка исходных данных для создания карты священных мест ислама путем обобщения и систематизации соответствующей информации; выявление возможностей оформления карт в ГИС-пакете ArcGIS и графическом редакторе СorelDRAW. Результаты выполненной работы стали основой создания специализированной базы данных ГИС и карты священных мест ислама.

 

Таблица 1.

Пространственная составляющая информации о священных местах (святынях) ислама, планируемых к показу на карте

Название набора данных Краткое описание Координатная основа Пространственный экстент Временная характеристика Происхождение данных Модель пространственных данных. Характер локализации объектов Формат данных
Natural Earth Data Часть набора пространственных данных на территорию мира GCS WGS-84 Всемирная система геодезических параметров Земли 1984 года Весь земной шар 2012 Составлен при участии добровольцев-пользователей – членов NACIS (Североамериканское картографическое информационное общество) и картографов всего мира. Векторные данные:

ne_50m_ocean – полигональный слой Мирового океана;

ne_50m_admin_0_countries – полигональный слой территорий государств;

ne_50m_rivers_lake_ centerlines – линейный слой рек и осевых линий озер;

ne_50m_lakes – полигональный слой озер и водохранилищ;

ne_50m_admin_0_boundary_ lines_land – линейный слой границ государств;

ne_50m_populated_places – точечный слой населенных пунктов;

ne_10m_roads – линейный слой автомобильных дороги;

ne_10m_railroads – линейный слой железные дорог;

 

Растровые данные:

HYP_50M_SR – затененный рельеф – гипсометрические оттенки с перекрестным смешением и измененными цветами высот

*.shp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*.tiff, *.tfw

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Атрибутивная составляющая информации о священных местах (святынях) ислама, планируемых к показу на карте

Течение ислама Страна Город / местонахождение Название Краткое описание Дата основания/начало почитания
 

 

 

 

Суннизм Шиизм

Саудовская Аравия Мекка Заповедная мечеть (Масджид-аль-Харам) Главная и крупнейшая в мире мечеть, где находится Кааба (Дом единобожия), самый большой в мире храм под открытым небом 638 г.
Саудовская Аравия Медина Мечеть Пророка (Масджид-аль-Наби) Святое место, в котором Пророк Мухаммед нашел приют после изгнания из Мекки. Отсюда началось триумфальное шествие ислама среди арабских племен 622 г.
Израиль Иерусалим Мечеть Аль-Масджид аль-Акса Место, в котором молился халиф Омар после завоевания Иерусалима во время своего захватнического похода (святость горы была известна еще в доарабские времена) 705 г.
Шиизм Ирак Багдад Мечеть Аль-Аскари (Самарра) Главный шиитский храм Ирака; также усыпальница двух имамов – Али аль-Хади и Аскари 944 г.
Ирак Эн-Наджаф Мавзолей-мечеть имама Али Место, где похоронен имам Али; также по шиитской традиции – место погребения Адама и Ноя 977 г.
Ирак Кербела Могила имама Хусейна Священное место шиитов, где происходили многие важные для них события. Здесь был обезглавлен имам Хусейн. 680 г.
Суннизм Шиизм Израиль Хеврон Пещера Патриархов (Махпела) Место, где по преданию покоятся библейские патриархи и их жены – Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лея I век н.э.


 

Список использованных источников

 

  1. Берлянт А. М. Геоинформационное картографирование. М. : Астрея, 1997. 64 с.
  2. Главные святыни ислама [Электронный ресурс] // Святые места : сайт. URL: https://everything.kz/article/20731734-tri-glavnye-svyatyni-islama (дата обращения 09.06. 2019).
  3. Григорьев А. А. Священные места как объекты наследия [Электронный ресурс] // Комиссия научного туризма Русского географического общества : сайт. URL: https://www.knt.org.ru/Sakr-2016-Grigoriev-Sviashennue%20mesta.htm (дата обращения 09.06. 2019).
  4. Григорьев А. А. Священные места планеты. СПб. : АССПИН, 2003. 365 с.
  5. Ивлиева Н. Г. Создание карт с использованием ГИС-технологий. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. 124 с.
  6. Калашникова Л. Г., Козлова О. О. Создание электронных топонимических карт территории Мордовии [Электронный ресурс] // Огарев-online. 2016. № 16. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/sozdanie-elektronnyx-toponimicheskix-kart-territorii-mordovii (дата обращения 09.06. 2019).
  7. Калашникова Л. Г., Муженикова О. И. Создание краеведческих карт для средней школы / Теория и практика гармонизации взаимодействия природных, социальных и производственных систем региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Саранск, 2017. Т. 2. С. 187–190.
  8. Геоинформатика : в 2 кн. Кн. 2 : учебник для студ. высш. учеб заведений / Капралов Е. Г., Кошкарев А. В., Тикунов В. С. [и др.]. ; под ред. В. С. Тикунова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 389 с.
  9. Лурье И. К. Основы геоинформатики и создания ГИС. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. М. : Изд-во ООО «ИНТЭКС-92», 2002. Ч. 1. 140 с.
  10. Религиозный туризм в мире [Электронный ресурс] // Все о туризме : сайт. URL: https://studwood.ru/1106289/turizm/rasprostranenie_religioznogo_ turizma_mire (дата обращения 09.06. 2019).
  11. Святые места ислама [Электронный ресурс] // Паломничество и туризм : сайт. URL: http://islam.life/archives/42/ (дата обращения 091.06. 2019).
  12. Терешкин И. П., Тесленок С. А. Отбор и характеристика объектов для разработки и картографирования туристического велосипедного маршрута по монастырям Мордовии [Электронный ресурс]. URL: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2016/10/statya-tereshkin_teslenok-1-1.pdf (дата обращения 09.06. 2019).
  13. Тесленок C. А., Макарова К. П. Геоинформационное картографирование расселения народов на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. 2017. № 2. URL: https://terjournal.ru/2017/id09/ (дата обращения 10.06. 2019).
  14. Тесленок С. А. История географического изучения территории Акмолинского Приишимья в XV–XVIII веках // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 2. Казань : Ихлас, 2010. С. 47–51.
  15. Тесленок С. А. Тесленок К. С. Об опыте геоинформационного картографирования и геоинформационного моделирования // XI Зыряновские чтения : материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Курган, 5–6 дек. 2013 г.). Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2013. С. 195–197.
  16. World Heritage Centre : сайт Центра всемирного наследия ЮНЕСКО. URL: https://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения 09.06. 2019).
  17. Численность последователей основных религий [Электронный ресурс] // Википедия : сайт свободной интернет-энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Численность_последователей_основных_религий (дата обращения 091.06. 2019).
  18. Natural Earth : сайт картографических баз данных. URL: http://www.naturalearthdata.com/downloads/ (дата обращения 09.06. 2019).
  19. Wightman B. A. Sacred landscapes and the phenomenon of light // The Geograph. Review. V. 86. №. 1. 1996. P. 56–67.

 


 

Teslenok Sergey

PhD in Geography, associate Professor, Department of Geodesy, Cartography and Geoinformatics, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

Spirkina Olga

bachelor, faculty of geography, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

Teslenok Kirill

senior hydrogeological engineer, Sura mining and geological company LLC, Saransk

 

Kalashnikova Larisa

PhD in Geography, associate Professor, Department of Geodesy, Cartography and Geoinformatics, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

  

PREPARATION OF INITIAL DATA FOR CREATING A MAP OF ISLAM SACRED PLACES

  

The article describes the features of the preparation of the initial cartographic and special thematic data for creating a map of the Islam sacred places. The features of Islam, its place in the system of world religions, the peculiarities of territorial distribution are briefly reviewed, the definition and classification of sacred places (shrines) are given. The features of maps of sacred places presented on the Internet are shown. The focus is paid to the characteristics of two components of the source data for creating Muslim shrines maps by synthesis and systematizing the relevant information: positional (spatial, cartographic) and non-positional (attributive, factographic), analysis and general characteristics of the Islam sacred sites, and studying the characteristics of their geographical location. The results of the study made it possible to start creating a map of the Islam Holy places.

 

Keywords: Islam; Muslim religion; sacred places; religious shrines; mapping; maps of sacred places.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Тесленок С. А., 2019

© Спиркина О. С., 2019

© Тесленок К. С., 2019

© Калашникова Л. Г., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *