Аннотация: В статье предпринята попытка показать важнейшие аспекты жизни и творчества известного исламского ученого XVI века (X век Хиджры) Абу-л-Хасана аль-Бакри. В данной работе исследованы некоторые труды учёного богослова, продемонстрированы социокультурные связи с авторитетными представителями религиозного знания того времени. Невзирая на существование обширной арабо-мусульманской исследовательской литературы, жизнь и творчество Абу-л-Хасана аль-Бакри изучены недостаточно. В отечественной науке работы аль-Бакри также не привлекли внимание специалистов в области исламоведения в должной степени. При этом влияние его деятельности на развитие ал-фикха в шафиитском мазхабе огромно (его деятельность относится к пятому этапу формирования шафиитской школы). В своих трудах он также подверг анализу методологию известных богословов и применял собственные методы проведения исследования.
Основное внимание в статье сконцентрировано на изучении некоторых научных трудов самого Абу-л-Хасана аль-Бакри, доказывающих важность и актуальность данного исследования. Абу-л-Хасан аль-Бакри жил и работал в период закрытия иджтихада в шафиитском мазхабе и, соответственно, оказал непосредственное влияние на формирование норм шариатского права в шафиитском и развитие религиозно-философской мысли в этот период.
Выпуск: №3 / 2019 (июль — сентябрь)
УДК: 297.17
Автор(ы): Мевлютов Амир Шахбанович
преподаватель, Дагестанский исламский университет, соискатель докторской ученой степени, Болгарская исламская академия, г. Болгар
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Мевлютов А. Ш. Становление личности Абу-л-Хасана аль-Бакри и его творчество [Электронный ресурс] / А. Ш. Мевлютов // Научное обозрение: электрон. журн. – 2019. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
Введение
Абу-л-Хасан аль-Бакри (Абу-л-Хасан Мухаммад ибн Мухаммад Джалалуддин аль-Бакри ас-Сиддики аль-Мисри) – один из видных представителей классического суфизма и исследователь шариатского права в шафиитском мазхабе, богослов, хадисовед и поэт. О жизни этого выдающегося мыслителя известно крайне мало. Отдельные сведения, достоверность которых сомнительна, можно почерпнуть из биографий, написанных только лишь его потомками; сыном и правнуками. Абу-л-Хасан аль-Бакри, жил во временной период, когда происходила сложная трансформация иджтихада. Этот процесс, имеющий огромное культурное значение, повлиял на многих учёных того периода. В их работах прослеживается тенденция следования доктринальным положениям более ранних мазхабов, отражавшая процесс канонизации выводов базовых школ мусульманского права. Абу-л-Хасан аль-Бакри был не только авторитетным учёным правоведом. Он обладал статусом «муджтахид мутлак». Муджтахид мутлак – это статус исламского ученого, по достижении которого ему дозволяется извлекать законоположения из Корана и Хадиса [1, c. 265]. Данная категория муджтахидов включает в себя правоведов, которые способны выносить любое независимое решение. К ним, традиционно, относят основателей четырёх суннитских мазхабов: Малика ибн Анаса, Абу Ханифа, Мухаммада аш-Шафии, Ахмада ибн Ханбаля.
Творчество Абу-л-Хасана аль-Бакри многогранно. Учёный теолог занимался не только толкованием Корана и других известных книг по шариатскому праву. Он также был суфием (последователем философии «тасаввуф» или суфизма) и поэтом. Один из его фундаментальных трудов, содержащих толкования Корана, под названием «Тафсир аль-Бакри» впервые был опубликован Шейхом Ахмад Фарид Альмазиди сравнительно недавно, в 2010 году, в Бейруте (издательство Dаr al-Kutub al-‘Ilmiyya «Дар Аль-Кутуб аль-Ильмия»).
Абу-л-Хасан аль-Бакри был уникальным мыслителем, труды которого имеют высочайшую ценность для арабистики и востоковедения в целом. Его работы важны как для понимания процесса формирования культурных и религиозно-правовых норм в период трансформации иджтихада, так и для изучения религиозно-философской мысли ислама. В связи с этим, вопрос исследования научных, философских и поэтических трудов Абу-л-Хасана аль-Бакри приобретает чрезвычайную актуальность. Вклад учёного в мусульманскую науку практически не был изучен и отечественными востоковедами. В данной статье поставлены следующие исследовательские задачи:
- Пролить свет на неизвестные особенности биографии Абу-л-Хасана аль-Бакри;
- Продемонстрировать социокультурные взаимосвязи Абу-л-Хасана аль-Бакри с авторитетными учёными богословами того времени, повлиявшими на формирование научных взглядов и методологию правоведа и хадисоведа;
- Составить научное описание основных трудов Абу-л-Хасана аль-Бакри по правоведению и толкованию Корана и так же подтвердив авторство его работы «Хадил мудаккик лиибаратиль мухаккик»;
- Продемонстрировать значимость научного наследия учёного в контексте развития арабо-мусульманской культуры.
Происхождение и образование Абу-л-Хасана аль-Бакри
Абу-л-Хасан аль-Бакри родился в 1493 году (898 год Хиджры) в семье Джалалуддина аль-Бакри умершего приблизительно в 930-х годах, авторитетного ученого, жившего в Каире и происходившего из рода праведного первого халифа Абу Бакра. Ученые полемизируют относительно года рождения автора и личности его отца. В ходе исследования удалось установить следующее. Так некоторые ученые, такие как Хайруддин Заркали, рассматривавшие родословную Абу-л-Хасана, его настоящим отцом считали Джалалуддина аль-Бакри умершего 891 году [2, c. 314]. Известно, что в то время жили два человека, известных под именем Джалалуддин аль-Бакри. Один из них умер в 891 году, а другой – приблизительно в 930 году. Часто, принимая общеизвестный факт рождения Абу-л-Хасана в 898 году, ученые всё равно называют его отцом Джалалуддина аль-Бакри, умершего в 891-ом году. Глубокое исследование рукописных трудов потомков Абу-л-Хасана и трудов имама Абду-л-Ваххаба аш-Шарани, таких как «Табакату аль-Кубра», позволило выяснить, что отцом аль-Бакри всё же был Джалалуддин аль-Бакри, который умер в 930 году. И также упоминание о 898 годе, как о годе рождения Абу-л-Хасана, встречаются во всех биографических источниках, принадлежавших перу его отца и сына.
В конце одной из рукописных копий труда «Тафсир аль-Бакри» Абу-л-Хасана, содержащего толкование Корана, переписанной именно его отцом Джалалуддином, была обнаружена его собственноручная запись. Эта запись указывает на год завершения данного труда и одновременно на точную дату и год рождения отрока и его родословную, которая тянется к самому халифу Абу Бакру.
Абу-л-Хасан с детства отличался остротой и живостью ума, высоким уровнем самодисциплины, набожностью и истинностью религиозных убеждений. Его учителем по толкованию Корана, хадисоведению и правоведению был шейх аль-ислам Аль-Бурхан ибн Абу Шараф. Известно, что звание шейх аль-ислам («шейх-уль-ислам») присваивалось выдающимся богословам, которые досконально знали исламскую правовую традицию и могли применять религиозные нормы к новым, ранее не трактовавшимся случаям. В то же время шейх аль-ислам должен был быть признанным мусульманской общиной авторитетом.
По сообщениям самого Абу-л-Хасана аль-Бакри, он учился у Аль-Бурхана ибн Абу Шарафа вместе с имамами Шихабуддином ар-Рамли и Насируддином аль-Батлави – самыми влиятельными учеными шафиитского мазхаба. Аль-Бурхан ибн Абу Шараф уделял особое внимание именно Абу-л-Хасану, вкладывал в него все интеллектуальные и душевные силы, так как последний сильно отличался от других учеников. Рассказывают, что на занятиях Аль-Бурхан чаще других обращался к Абу-л-Хасану аль-Бакри, и Шихабуддин ар-Рамли и Насируддин аль-Батлави были, разумеется, недовольны таким поведением учителя. Однажды они спросили учителя, почему он так поступает. Учитель ответил, что завтра всё прояснится. На следующий день учитель попросил Абу-л-Хасана прочитать текст из книги. После чтения Аль-Бурхан спросил его, о чём он говорил на прошлом уроке. Абу-л-Хасан пересказал в совершенстве пройденный материал, упомянув мнения толкователей и все пояснения учителя. И какой бы из пройденных ранее уроков ни просил повторить учитель, Абу-л-Хасан слово в слово повторял этот урок. Тогда Аль-Бурхан обратился к двум другим ученикам и начал опрашивать их таким же образом, но они смогли воспроизвести материал лишь прошлого урока. После такого наглядного разъяснения, ученики поняли, почему их учитель больше внимания уделяет Абу-л-Хасану [3, с. 247]. На склоне лет Аль-Бурхан оставил преподавательскую деятельность в Египте и не преподавал никому, кроме Абу-л-Хасана аль-Бакри, Шихабуддина ар-Рамли и Насируддина аль-Батлави.
Абу-л-Хасан аль-Бакри: преподавательская деятельность и духовный рост
Считается, что авторитетный ученый Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани слышал, как Абу-л-Хасан аль-Бакри, совершая традиционный обход вокруг Каабы, говорил, что достиг уровня религиозного самосознания величайших имамов Абу Абдуллы Мухаммада ибн Идрис аш-Шафи’и (главного имама шафиитского мазхаба) и Малика ибн Анас аль-Асбахи [4, с. 318]. Однако Абу-л-Хасан рассуждал вслух о таких плодах деятельности своего ума, трудно постижимых для многих окружающих его богословов, хадисоведов и простолюдинов, только лишь в узких кругах своего общения, поскольку боялся происков завистников и смуты.
При этом он умел виртуозно аргументировать свою позицию в диспутах на языке собеседника и редко кто из его оппонентов осмеливался вступать с ним в дискуссию.
Абу-л-Хасан известен тем, что он первым из жителей Каира совершил обряды Хаджа на паланкине, до него это считалось неприемлемым. Но, узрев такое свершение обряда Абу-л-Хасаном, все люди последовали его примеру.
Абу-л-Хасан обучался у таких известных ученых, как Закария аль-Ансари, Аль-Бурхан ибн Абу Шараф и Аль-Касталяни аль-Кутаби аль-Мисри. В течение нескольких лет он занимался наукой под их руководством, после чего начал преподавать в мечети аль-Азхар. Исследователи отмечают, что он преподавал великолепно, и к нему со всех уголков мира съезжались студенты, желающие постичь тонкости мусульманских наук.
Первым наставником Абу-л-Хасана в учении тасаввуф (суфизме) был Абдулкадир ад-Даштути. В свое время отец Абу-л-Хасана обратился к Абдулкадиру ад-Даштути с просьбой решить проблему, которая состояла в том, что от его рук, при неопределенных обстоятельствах, пострадало имущество правителя Египта. Было оговорено, что в случае, если Абдулкадир ад-Даштути разрешит его проблему, Джалалуддин Аль-Бакри отдаст своего сына ему в ученики. Ад-Даштути обратился к правителю с просьбой возложить на него долг Джалалуддина, что и было исполнено. Так Абу-л-Хасан стал воспитанником Абдулкадира ад-Даштути, указавшему ему тотчас же оставить всех учителей и прекратить обучение всем наукам, которыми он занимался ранее. Абдулкадир ад-Даштути объяснил Абу-л-Хасан такое странное решение, сообщив, что истинный его учитель еще не приехал из Сирии.
В 927 году Хиджры из Сирии приехал Разиюддин аль-Гази аль-Кадири [5, с. 7], которому Абдулкадир ад-Даштути в первый же день их встречи поручил Абу-л-Хасана. С этого времени учёный ни на миг не оставлял своего нового наставника, и ему было дозволено изучать любые научные дисциплины.
Позднее Разиюддин аль-Гази обратился к Абу-л-Хасану со словами: «О, сын мой, в Египте не осталось места нам обоим вместе, я покину эти места, а ты останешься тут моим наместником [6, с. 193]». Разиюддин аль-Гази вернулся в Сирию, а известность и авторитет Абу-л-Хасана аль-Бакри продолжали возрастать.
Основные научные труды Абу-л-Хасана аль-Бакри
Перу Абу-л-Хасана аль-Бакри принадлежит большое количество научных трудов, три из которых относятся к толкованиям Корана: «Тафсир Аль-Кабир» («Большое толкование»), «Тафсир Аль-Авсат» («Среднее толкование») и «Тафсир ус-Сагир» («Малое толкование»). Из множества богословских работ Абу-л-Хасана аль-Бакри следует выделить три: «Тафсир Аль-Бакри», «Хадил мухтаж иля шархил минхаж», «Хадил мудакик лиибаратиль мухаккик».
«Тафсир Аль-Бакри» («Толкование Аль-Бакри») состоит из трех томов. Это труд также известен под названием «Тафсир аль-Кабир». Эта работа Абу-л-Хасана представляет собой толкование всего Корана. В тексте книги автор приводит следующие доводы, обосновывающие необходимость написания последней:
- отсутствие необходимой религиозной устремлённости в сознании людей и недостаток соответствующих духовных знаний;
- острая нехватка доктринальных религиозных текстов, включающих чёткие и понятные более широкому кругу читателей разъяснения базовых понятий.
В процессе написания толкования Корана Абу-л-Хасан придерживался взглядов авторитетных ученых VII–IX веков (например, имамов Джалалуддина Мухаммада ибн Ахмада аль-Махалли и Ан-Навави). В работе присутствуют следующие виды комментариев:
- Пояснение лексических и грамматических составляющих аятов Корана;
- Краткий комментарий смыслового содержания аятов Корана;
- Пояснение обстоятельств и причин ниспослания аятов Корана;
- Толкование через пояснение стилистических методов арабского языка;
- Указание на аяты, которые являются базовыми для вынесения шариатских решений;
- Анализ особенностей произношения определенных слов из аятов, исходя из разных передач кираата (рецитации) Корана.
- Указания на различия в способах рецитации Корана у мединских и куфийских чтецов. Под мединскими чтецами он имеет в виду Нафаи и Абу Мансура, а под куфийскими – Асыма, Хамзата, Кисая и Халафа.
В области шариатского права ему принадлежат пять толкований книги «Аль-Минхадж» известного во всем мире ученого Мухйи-д-Дина Абу Закария ибн Шараф ан-Навави.
Книга имама ан-Навави считается авторитетным источником шафиитского права, к которому принято обращаться в поисках ответов по любому шариатскому вопросу. По числу ученых, которые написали комментарий к книге, не было работы, подобной «Аль-Минхаджу». Одним из комментариев является «Хадил мухтадж иля шархи-л-минхадж» Абу-л-Хасана аль-Бакри. В этой книге автор последовательно комментирует текст книги «Аль-Минхадж», разъясняя наиболее сложные понятия из области правоведения и философии. Обычно в текстах комментаторов традиционно указывается на определенные лексические значения и грамматические конструкции арабского языка, неверная трактовка которых приводит к искаженному постижению шариатского решения. Комментарий Абу-л-Хасана аль-Бакри отличается точным анализом особо важных текстовых фрагментов с точки зрения арабского языкознания. Также автор не только приводит аяты Корана или же хадисы, поясняющие определенные шариатские решения, но и указывает на другие источники, подкрепляя, тем самым, мнение имама ан-Навави по этим вопросам. К примеру, главу книги, связанную с коллективной молитвой, имам ан-Навави начинает со слов: «Коллективная молитва во всех пятикратных обязательных молитвах, кроме пятничной, – усиленная сунна…» [7, с. 7]. Абу-л-Хасан аль-Бакри поясняет это решение имама ан-Навави, указывая на признаки коллективной молитвы. Он также упоминает разногласия, имеющиеся у авторитетных исследователей. Он ссылается на источники, которые демонстрируют целесообразность такого поклонения. Абу-л-Хасан приводит историю, в которой сообщается, что во времена Пророка Мухаммада, мир ему, в мечеть зашел некий мужчина после того, как молитва уже была завершена. Тогда Пророк, мир ему, сказал: «Кто даст милостыню этому человеку и совершит с ним молитву?» Тогда один из совершивших молитву встал и вновь повторил ритуальное действие вместе с пришедшим человеком.
«Хадил мудаккик лиибаратиль мудаккик»: великое пояснение
Не менее ёмким трудом Абу-л-Хасана по шариатскому праву является книга «Хадил мудаккик лиибаратиль мухаккик», которая представляет собой комментарий к «Канзур Рагибин фи Шархи Минхадж Ат-Талибин» – толкования книги «Аль-Минхадж» известного правоведа восьмого века хиджры Джалалуддина аль-Махалли.
Несмотря на то, что с точки зрения содержания труд «Хадиль муддаккик лиибаратиль мухаккик» является фундаментальным для шафиитского мазхаба, он не был известен широкому кругу богословов современного мира. Работа также не была исследована и не получила распространения в кругу современных ученых. До сегодняшнего дня текст существует в рукописной форме и количество копий ограничено.
По поводу авторства данной книги среди ученых богословов есть разногласия. Часто некоторые исследователи обманываются тем фактом, что рукопись, которая хранится в цифровой библиотеке аль-Азхара, зафиксирована сотрудниками отдела, как труд ученого Джалалуддина аль-Бакри (Данная рукопись хранится под номером № 6027 и называется «Хашиятуль Бакри Алальшархиль Махалли Канзул Рагибин», год переписки 1092, переписчик: Салим Сафати), хотя ни на обложке самой рукописи, ни на колофоне нет указателей, подтверждающих факт принадлежности этого труда Джалалуддину аль-Бакри. Ни один из поздних ученых биографов не подтвердил, что из-под его пера вышел труд в такой обширной форме, комментирующий книгу «Канзу Рагибин». А тот факт, что такой труд вышел из-под пера Абу-л-Хасана, признают все, кто занимался исследованием его работ. Несомненно, книга принадлежит его перу. Это подтверждают следующие факты: во-первых, на обложках большинства рукописей переписчиками зафиксировано его имя. Из таких рукописей, которые мы смогли получить на руки в оригинальном формате, оказалась рукопись, которая хранилась в частной коллекционной библиотеке в родовом селе авторитетного дагестанского ученого писаря Имама Шамиля – Мухаммадтахира аль-Карахи, проживавшего в селе Цулда республики Дагестан. А также копия рукописи, которая хранилась в фондах «Французской национальной библиотеки».
Удалось также исследовать рукопись, которая хранилась в Захиритской библиотеке в Сирии. В конце этой рукописи переписчик приводит слова автора, подтверждающие, что труд был написан в 926 году человеком, известным как Аль-Бакри. Стало быть, это и был Абу-л-Хасан.
Во-вторых, факт принадлежности «Хадил мудакик лиибаратиль мухаккик» перу Абу-л-Хасана подтвержден таким авторитетным ученым, как Умар ибн у Риза Кухалату Димашки [8, с. 208].
В-третьих, при точном анализе и исследовании рукописей, удалось установить, что автор ссылается на источники, которые он относит к своим собственным трудам. И естественно, нет никакого сомнения, что эти источники указаны верно.
Также Ахмад ад-Диабаси в своей книге «Сулалатуль бакрият» [9, с. 212] и Абдуллах ибн Мухаммад аль-Хабаши в своем труде «Джамиуль хаваши ва шурух» [10,с.145] приводит множество фактов, подтверждающих авторство Абу-л-Хасана.
Одновременно книга является комментарием к произведению знаменитого богослова шафиитского мазхаба имама Ан-Навави «Минхадж Ат-Талибин». В этом труде Абу-л-Хасан комментирует как слова Джалалуддина аль-Махалли, так и слова ан-Навави. Аль-Бакри также анализирует многие положения имама ар-Рафии, автора выдающейся работы по фикху «аль-Мухаррар», сравнивая его шариатские решения с решениями имама ан-Навави. Данная работа, в первую очередь, интересна как разъясняющий комментарий к трудам аль-Махалли и Ан-Навави, характеризующийся виртуозно применёнными методиками аль-Бакри. В этой работе Абу-л-Хасан проливает свет на существовавшее разнообразие достоверных решений в рамках шафиитского мазхаба, чрезвычайно точно показывает существовавшие разногласия между авторитетными учёными богословами, как в отношении принятия, так и в отношении достоверности самих шариатских решений. В данной работе ярко проявляется филологический талант Абу-л-Хасана: он не только в совершенстве разъясняет стилистические, лексические, грамматические особенности важнейших понятий, но и вводит свою собственную терминологию для облегчения постижения величайших научных трудов.
Перу Абу-л-Хасана аль-Бакри принадлежат также толкование известной книги «Аль-Иршад», являющейся, в свою очередь, толкованием книг «Равз» и «Убаб», а также несколько кратких справочников по шариатскому праву. В числе прочих он является автором следующих трудов: «Тасхилу-с-сабиль фи мани танзиль» и «Тухфату вахиби-ль-мавахиб».
Есть некоторые работы, которые он не успел завершить до конца жизни, а также множество статей, посвященных вопросам суфизма. Среди его трудов особый интерес представляет поэма, количество строф в которой достигает пяти тысяч, а каждая строфа поэмы завершается на букву «та».
Покинул этот мир Абу-л-Хасан аль-Бакри в 1545 (952 год Хиджры) в Каире. Абу-л-Хасан аль-Бакри достиг во всех кругах признания уровня шейх аль-ислам и стал одним из наиболее авторитетных представителей религиозного знания в свою эпоху. Он создал труды не только по многим теологическим вопросам, но также поэтические и философские.
Выводы
В результате исследования удалось установить истинного отца Абу-л-Хасана – Джалалуддина аль-Бакри, смерть его датирована 930 г. В статье продемонстрированы социокультурные связи Абу-л-Хасана аль-Бакри с авторитетными имамами и учеными того времени, влияние которых сыграло огромную роль в создании им богословских трудов высочайшего научного уровня (при этом, большинство его трудов комментируют труды предыдущих учёных).
В представленном научном описании важных богословских трудов Абу-л-Хасана аль-Бакри присутствует краткий анализ базового для богословов шафиитского мазхаба комментария «Хадиль муддаккик лиибаратиль мухаккик», авторство которого аргументировано в тексте статьи.
Абу-л-Хасан аль-Бакри проявил себя и как суфийский наставник, за которым следовало огромное количество простых людей.
Представленный в статье научный анализ ключевых работ Абу-л-Хасана аль-Бакри показал научную значимость и актуальность его работ не только с точки зрения изучения процессов формирования политико-правовых, религиозных и этических взглядов внутри шафиитского мазхаба, но и с точки зрения понимания философии и методологии мусульманских богословов в средневековье.
ЛИТЕРАТУРА
- Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. М. : Ансар, 2007. 400 с.
- Хайруддин аз-Заркали. Аль-Аълам. Бейрут : Даруль ильми лилмалайин, 2002. Т. 5. 336 с.
- Шамсуддин Сахави Завъу ламиъ лиахлил карни тасиъ. Бейрут : Даруль кутубуль хаяти, 2008. Т. 8. 300 с.
- Казы Юсуф ан-Набхани Джамиу караматиль авлия. Бейрут : Мактабату тавфикия, 2001. Т. 1. 640 с.
- Нажмуддин Гизи. Аль-Кавакибу саират. Бейрут : Даруль ильми лилмалайин, 1997. Т. 3. 199 с.
- Абдульхаййи аль-Икри. Шазарату захаби фи ахбари ман захаба. Каир : Дару Ибну Касир, 1986. Т. 10. 658 с.
- Яхья Бину Шарафи ан-Навави. Минхажу талибин ва умдатуль муфтийин. Бейрут : Даруль маърифа, 2006. 370 с.
- Умар Риза Кухалат. Муъжамуль Муаллифин. Бейрут : Мактабатуль Масанна, 2007. Т. 2. 320 с.
- Ахмад ад-Диабаси. Сулалатуль бакрия. Каир : Муассисатуль умматиль арабият, 2014. Т. 1. 515 с.
- Абдуллах ибну Мухаммад аль-Хабаши. Джамиуль хаваши ва шурух. Каир : Мажмау сакафи, 2004. Т. 2. 305 с.
Mevlyutov Amir
PhD student, Bulgarian Islamic Academy, Bulgar
THE PERSONALITY OF ABU-L-HASAN AL-BAKRI AND HIS WORK
The article attempts to show the most important aspects of the life and work of the famous Islamic scholar of the XVI century (X century Hijra) Abu al-Hassan al-Bakri. In this paper we investigate some of the writings of the scholar, theologian, demonstrated the socio-cultural context, with authoritative representatives of religious knowledge at that time. Despite the existence of extensive Arab-Muslim research literature, the life and work of Abu al-Hasan al-Bakri have not been sufficiently studied. In the domestic science of al-Bakri also did not attract the attention of experts in the field of Islamic studies to the proper extent. At the same time, the influence of his activity on the development of al-fiqh in the Shafi’i madhab is enormous (his activity refers to the fifth stage of the formation of the Shafi’i school). In his works he also analyzed the methodology of well-known theologians and applied his own methods of research.
The article focuses on the study of some scientific works of Abu al-Hassan al-Bakri himself, which prove the importance and relevance of this study. Abu-l-Hasan al-Bakri lived and worked during the period of closure of the ijtihad in the Shafi’i mashaba and, accordingly, had a direct influence on the formation of Sharia law in the Shafi’i and the development of religious and philosophical thought during this period.
Keywords: Sharia law, muslim law, mujtahid, Imam, al-fiqh, fiqh, ijtihad, interpretation, Quran, hadith, interpretation, sufism, sheikh al-Islam, shafi’i madhab, madhab, theologians.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019
© Мевлютов А. Ш., 2019