ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена рассмотрению возможности использования в учебном процессе загадок для развития коммуникативных компетенций учащихся. Загадки способны побороть скуку у учащихся и мотивировать их на использование иностранного языка.

Выпуск: №2 / 2019 (апрель — июнь)

УДК: 372.881.111.1

Автор(ы): Шипилина Анастасия Андреевна
старший преподаватель, кафедра филологии и страноведения, Частное учреждение высшего образования «Российский исламский институт», г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Шипилина А. А. Использование загадок как один из приёмов коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / А. А. Шипилина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. фонетику, грамматику, лексику), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. Поэтому на сегодняшний день главной задачей преподавателя иностранного языка является не прямая передача учащимся готовых знаний, а создание условий для погружения в определенные проблемные ситуации, которые должны иметь коммуникативную направленность.

Процесс обучения иностранному языку в рамках коммуникативно-ориентированного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению.

Основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и «нешаблонности» организации учебного процесса. [1, c. 35].

Научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность. Существует много приёмов для реализации коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Одним из таких приёмов является использование на занятиях загадок, которые не только привносят разнообразие в изучение иностранного языка, но главное вызывают неподдельный интерес у учащихся и их желание высказаться, поскольку отгадывание – это всегда увлекательная игра, в которой развиваются коммуникативные навыки учащихся. Загадки представляют собой описание какого-либо предмета или явления, чаще всего в виде метафор, на основании которого нужно отгадать задуманный предмет (явление). Существуют различные виды и формы загадок, и все они эффективны для развития навыков говорения на иностранном языке.

Использование загадок в обучении иностранному языку отвечает основным принципам коммуникативно-ориентированного обучения, а именно: в процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира и принимают активное участие в процессе обучения и познавания.

В рамках обучающей функции использование загадок в качестве учебного материала решает комплексные задачи по изучению иностранного языка: изучение новой лексики, изучение грамматических структур и форм, развитие навыков аудирования и говорения.

Загадки обладают огромным потенциалом в плане пополнения словарного запаса, т.к. загадки разнообразны по тематике. Тематика загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и другое. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок. Например, в одной загадке про волка говорится о внешнем виде этого животного; в другой – о его характере; в третьей – о месте его обитания и т.д. Кроме того, можно ещё больше расширить лексику, если для раскрытия значения новых слов привести к ним синонимы и антонимы. Как показывает практика, во время отгадывания загадок учащиеся намного быстрее и с удовольствием запоминают новую лексику. В качестве активизации новой лексики в речи в конце урока учащимся предлагается придумать к картинке свою загадку и озвучить её аудитории. Конечно же, закреплять новую лексику необходимо и на последующих занятиях.

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений [2, с. 37]. Потому на материале загадок можно проиллюстрировать использование тех или иных грамматических форм и структур в речи и их последующее закрепление.

Озвученная преподавателем загадка на иностранном языке также развивает навыки аудирования, которое играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-ориентированном обучении. Загадки являются средством быстрой интеграции, они улучшают восприятие и понимание речи. Основная форма протекания аудирования – внутренняя. Основой внутреннего механизма данного типа речевой деятельности являются такие психические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание языковых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группировка, обобщение, удержание в памяти, умозаключение, то есть воссоздание чужой мысли и адекватная на неё реакция [3, с. 57]. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Иными словами, аудирование облегчает овладение говорением.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия. Поэтому, решая такую коммуникативную задачу как отгадывание загадок, поощряется совместная работа учащихся (например, разбивка учащихся на команды). Работа в группе (командах) является основной составляющей комфортного психологического климата занятия. Отгадывание загадок – это игра, а в игре, как известно, все равны. Поэтому абсолютно все учащиеся непринуждённо проявляют речевую самостоятельность. При отгадывании загадок перед учащимися рекомендуется ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. При этом учащиеся могут корректировать высказывания оппонентов, что, в свою очередь, создаёт диалогическую речь. В результате на занятиях возникает спонтанное общение, когда учебная ситуация переходит в естественную. При этом снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой. Для развития коммуникативных навыков можно также использовать следующие виды игр-загадок:

1) Учащиеся делятся на 2–4 группы. Ведущему (одному из учащихся) даётся картинка с изображением предмета. Чтобы отгадать, что изображено на картинке, каждый член группы поочередно должен задать минимум 3 вопроса, ответами на которые будут либо «да» либо «нет». Выигрывает та группа, которая быстрее отгадает, что изображено на картинке.

2) Преподаватель даёт краткую информацию о предмете, который изображен на закрытой картинке. Затем он просит учащихся задавать наводящие вопросы, чтобы узнать больше информации о загаданном предмете.

3) Учащиеся делятся на небольшие группы (4–5 человек). Каждая группа получает листок со списком предметов (явлений), к которым она должна придумать загадки. В порядке очереди каждая группа озвучивает по одной своей загадке всем остальным группам. Выигрывает та группа, которая больше остальных отгадала загадок.

4) Учащиеся также делятся на небольшие группы. Каждая группа получает листок с уже написанными загадками. В порядке очереди каждая группа озвучивает по одной своей загадке всем остальным группам. Но в отличие от предыдущего варианта задания группы не озвучивают ответ, а пишут свои предполагаемые ответы на доске. После того, как все загадки озвучены, начинается проверка написанных на доске вариантов ответов. Вместо того чтобы сказать, какие из написанных вариантов представляют собой правильные или неправильные ответы, все группы должны проголосовать за тот вариант ответа, который им кажется верным, аргументируя при этом свой ответ. Выигрывает та группа, которая имела больше совпадений с правильными ответами.

Таким образом, использование загадок на занятиях направлено на овладение рецептивными видами речевой деятельности (аудирование, устный перевод с иностранного языка на родной язык), и продуктивными видами речевой деятельности (говорение, чтение, устный перевод с родного языка на иностранный).

Весь этот комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны «функционировать» учащиеся: слушать, анализировать, излагать свои мысли, делать выводы.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. В процессе решения загадки учащемуся предстоит совершить сложную мыслительную операцию. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение делать выводы, умозаключения. Поэтому использование загадок в учебном процессе способствует развитию логического мышления и тем самым реализует развивающую функцию.

Помимо обучающей и развивающей функций, использование загадок в учебном процессе выполняет образовательную функцию, призванную расширить кругозор учащихся. Следует также отметить, что загадки относятся к фольклорному жанру и отражают языковую картину мира.

Итак, можно сделать вывод, что использование загадок в преподавании иностранного языка является эффективным методом коммуникативного обучения. Загадки как форма игровой ситуации делают процесс обучения иностранному языку увлекательным, повышают учебную мотивацию, способствуют развитию навыков мышления на иностранном языке и нацелены на улучшение коммуникативной компетенции.

 

  

Список использованных источников 

 

  1. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. : Просвещение, 1991. 187 с.
  2. Павлова Е. А. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 37–44.
  3. Ткаченко Р. Г., Роговская Б. И., Карлайл М. С. О речи учителей на уроке // Иностранные языки в школе. 1984. № 2. С. 57.

 


 

Shipilina Anastasiya

senior teacher, Department of Philology and Regional Studies, Russian Islamic Institute, Kazan

  

THE USE OF RIDDLE GAMES AS ONE OF THE TECHNIQUE OF COMMUNICATIVE-ORIENTED APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

 

The proposed article is devoted to the use of riddle games in the educational process to improve students’ communicative competencies. Riddle can avoid students’ bore and motivate learners to use foreign language.

 

Key words: riddle games, communicative-oriented approach, communicative technique, speaking skills, foreign language.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Шипилина А. А., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *