ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ЕГО ПРИНЦИПОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: В статье была рассмотрена длительная история развития основ семейного права узбекского народа. В каждом периоде проанализированы особенности и различия в законодательстве семейного права. Например, если до распространения ислама в Средней Азии руководствовались «Авестой» – священной книгой зороастризма, то после прихода арабов, начиная с VIII до начала XX века, исламское право занимало значимое место в истории Узбекистана. Стоит отметить, что правоведы Мавераннахра Средних веков в своих произведениях внесли большой вклад в развитие основ семейного права и принципа. В период с завоевания Россией Средней Азии до государственной независимости Узбекистана осуществилась новая правовая система на принципах российского законодательства под общим стандартом, в том числе Кодекс о браке и семье в брачно-семейных отношениях. После провозглашения государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года в республике стало приоритетом укрепление и защита семьи, здоровья матери и ребенка, воспитание здорового и гармонично развитого поколения, повышение благополучия семьи, усиление заботы о молодых семьях, как со стороны общества, так и государства. Новый период развития Семейного кодекса Республики Узбекистан связан с провозглашением «Года семьи» в 1998 году, которым был избран собственный путь семейного правового обновления и прогресса.

Выпуск: №2 / 2019 (апрель — июнь)

УДК: 347.61/.64(575.1)

Автор(ы): Хайдаров Миродил Мирвахидович
соискатель, Болгарская исламская академия, г. Болгар

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Хайдаров М. М. Историческое развитие основ семейного права и его принципов в Республике Узбекистан [Электронный ресурс] / М. М. Хайдаров // Научное обозрение: электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем.требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

История развития основы семейного права узбекского народа имеет свои глубокие вековые корни, потому что семья – это результат длительного исторического развития и объединение групп лиц с правами и обязанностями в обществе. Семья считается уникальным способом построения общественной жизни людей и выполняет важнейшую роль в социальной жизни. В ней рождаются различные культуры, правовые традиции, воспитание детей и их духовное развитие, духовное объединение людей.

Исследование истории развития основ семейного права относится к числу наиболее важных для понимания процесса развития человечества. Исходя из древних рукописей и современных источников, длительную историю развития основы семейного права узбекского народа можно разделить на пять периодов.

 

  1. Древний период с начала первого тысячелетия до н.э. до прихода арабов в Среднюю Азию в конце VII века н.э.

До распространения ислама в Средней Азии в конце VII – начала VIII веков народы данного региона веровали в различные течения и культы, такие как шаманизм, зороастризм, буддиз­м, христианство, манихейство и другие культы. Древний народ Узбекистана руководствовался «Авестой» – священной книгой зороастризма, которая находилась под влиянием законов царя Хаммурапи, Ахеменидов.

Важное место в Авесте отводится брачно-семейным отношениям. Кровосмесительный брак между родственниками, как наиболее благочестивый, рассматривался ею, особенно для царских семей, позволявший закрепить престол за царствующими фамилиями [8].

Революционные изменения в семейные отношения внесло бурное развитие на территории Средней Азии скотоводства. На смену групповому браку и парной семье, наследованию по материнской линии пришла моногамная семья, где господствующее положение занял муж, отец семейства. Он владел скотом, имуществом семьи, которое переходило по наследству его детям, а не братьям и сестрам жены, как это было раньше.

Следует отметить, что в Авесте (датируемой VIII–VII вв. до н.э.), семья называлась «нмана» («дом» как жилище семьи, её хозяйство), а глава патриархальной семьи назывался «манапати» – «хозяин дома».

Согласно тексту Авесты, жена названа «нманапатни» –домоправительница, которая, по статусу, занимала место после супруга с определенными правами при управлении домашним хозяйством.

До ислама, в нашуей эре, на нынешней территории Узбекистана, у тюркских народов древнего государства Турана, традицией было жениться на жене своего покойного старшего брата, умершего в бою. Таким путем сохранялись семейные узы и развивались правовые семейные традиции [10, c. 48].

 

  1. Период ислама в Средней Азии, начиная с VIII века до колониального завоевания Россией в начале XX века

Необходимо отметить, что семья – одна из важнейших опор социального устройства в исламе, и она бдительно оберегается от гибели, разложения и разрушения.

Начиная с VIII до начала XX века, исламское право занимало значимое место в истории Мавераннахра. Развитие этой религии в Мавераннахре, охватывало социально-духовную жизнь людей и влияло на их культурные, национальные и правовые традиции. Хотя исламское право было привнесено арабами, в дальнейшем ученые Мавераннахра развивали его по местным условиям и традициям.

Настоящий расцвет исламского права наступил и стал основным законом государства в IX–XII веках, в период руководства государством Саманидов (в 875–999 гг.), Караханидов (в 990–1212 гг.), Газневитов (в 962–1186 гг.) и Сельджукидов (в 1040–1160 гг.).

Ещё в конце VIII– начале IX века в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Фергане и других городах Узбекистана были созданы ханафитские богословско-правовые школы и ко всем вопросам в различных сферах общественной жизни подходили с точки зрения Ислама.

Стоит отметить, что правоведы Мавераннахра Средних веков в своих произведениях внесли большой вклад в развитие основ семейного права и принципа. Из самых популярных фундаментальных трудов были произведения «Ал-Кафий» ал-Хакима аш-Шахида (855–945), «Хизанат ал-фикх» Абу-л-Лайса ас-Самарканди (ум. 985), «Китаб ал-Хидоя» Шейх-ул-ислама Бурхануддина аль-Маргинани (1123–1197) – данное произведение считается одним из важных правовых текстов, написанных в Мавераннахре и т.д.

В частности, была тщательно разработана правовые основы условий действительности брака, совершеннолетия, имущества (махр), которое муж выделяет жене при заключении брака, принципы запрещающие брак в степенях родства, связь молочного родства, права и обязанности мужа и жены после брака, также были рассмотрены формулы расторжения брака, определён срок «идда» для вдов или разведённых женщин, алименты, инициирование жены на развод «хул’а» через согласие мужа или судебное постановление, права на необходимое содержание жены, родителей и детей, наследование и другие вопросы.

Во время правления Государства Хорезмшахов (1097–1231 гг.), несмотря на беспрерывные бои за власть, исламский призыв был перенесен на новые уровни в Мавераннахре, принципы государственного управления были в соответствии с исламским законодательством и местными обычаями [10, c. 95].

В 1219 году монголы, под руководством Чингисхана, начали завоевание Средней Азии. Они пошли против огромного мусульманского Хорезмского государства. Войска Чингисхана сумели покорить многие города, особенно Бухару, Самарканд, Мерв, Бинакет, Ходжент и Гургандж, которое превратилось в руины. Нормы кочевой жизни стал регулировать «Яса», который определял различные виды правовых отношений в монгольском государстве.

В религиозном отношении монголы, которые правили в Средней Азии двести с лишним лет, постепенно переходили в ислам. Монголы разрешали мусульманским религиозным лидерам направлять жизнь верующих [10, c.143]. Внук Чингисхана Берке (1255–1266) принял ислам благодаря усилиям хорезмского дервиша Кубравийского шейха Сайфуддина Дервиша (умер в 1263 г.) и стал одним из первых монгольских правителей, принявших ислам. Следуя за ним и его потомки: Тудеменгу и Узбек приняли мусульманство. Другие монгольские ханы принимали ислам под влиянием жен-мусульманок. Также среди них были распространены буддизм и христианство несторианского толка. Узбек, принявший мусульманское имя Султан Мухаммад Узбек Хан, сделал ислам государственной религией. С этого момента мусульманские ритуалы начали преобладать над практиковавшимися ранее немусульманскими.

Азат Сарсенбаев упомянул в своем исследовании [14], что в XIV веке исламский правовед Абу ал-Баракат ан-Насафи (ум. 1310) написал произведение «Канз ад-дакаик», в котором освещаются правовые проблемы, возникшие в связи с пребыванием монголов на территории Мавераннахра. Видимо, это стало причиной того, что произведение «ал-Викайа» Тадж аш-Шариа ал-Махбубия и произведение Абу ал-Бараката «Канз ад-дакаик» стали знаменитыми и многие правоведы стремились их интерпретировать, и они вошли в четверку знаменитых правовых текстов (ал-мутун ал-арбаа).

Внук Тадж аш-Шариа Ал-Махбуби, Убайд Аллах ибн Масуд (1346), написал произведение «Ан-Нукайа», где соединил взгляды своего деда, описанные в «ал-Викайа» и в комментариях данной книги. В нем можно проследить условия времен монголов и влияние суфийских взглядов. В народе данное произведение был известно под названием «Мухтасар ал-Викайа». Это был последний правовой текст, написанный в Мавераннахре. По этой причине, начиная с XIV века, он используется как основной источник в правовом обучении начинающих.

Таким же путем продолжалось развитие основ семейного права в общественной жизни людей.

Монголы (Чингизиды) правили Центральной Азией до времен Амира Тимура (1370–1405 гг.), который основал династию Тимуридов, правившую до XVI века.

Времена Тимуридов также стали периодом расцвета положения шариата. Тимур ввел в Средней Азии институт шейх уль-ислама (высшее духовное лицо или мусульманский старейшина), сделавший мусульманского старейшину советником правителя. Значительно укрепил суфийские тарикати в регионе.

После распада державы Тимуридов политическая жизнь, с начала XVI– до половины XVIII века, характеризовалась непрерывными войнами, борьбой за власть между представителями новой тюркской династии Шайбанидов и Астраханидов.

Во время правления Шайбанидов и Астраханидов источники права были основаны на шариате, правовых традициях и указах хана. Имущественные отношения, брачно-семейное и уголовное право, а также судопроизводство определялись нормами шариата.

В конце XVIII века на территории Средней Азии сложилось три крупных мусульманских государства: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханство. В свое время влияние ученых и религиозных деятелей, особенно шейха аль-Ислама, казия и муфтия в правовые основы и принципы государственного управления являлось значительным.

В целом, на протяжении этих столетий, до завоевания Средней Азии Россией в середине XIX века, укрепление семейных отношений регулировалось нормами исламского права ханифитского толка, предусматривающее целый комплекс мер, направленных на заботу о семье.

 

  1. Колониальный период с завоевания Россией Средней Азии до государственной независимости Узбекистана в 1991 г.

Во второй половине XIX в. Российская империя завоевала Среднюю Азию и образовала Туркестанский край. Бухарский эмират и Хивинское ханство признали протекторат России, а Кокандское ханство прекратило свое существование.

В 1920 году, в результате операции войск Красной Армии, были свергнуты Бухарский эмират и Хивинское ханство. И вместо них были образованы Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики. До этого в Средней Азии функционировало мусульманское право, как единственная правовая система.

Если до революции правовой основой брака и семьи в Средней Азии служили нормы шариата, то после нее в 1917–1920 гг. Советское государство осуществило новую правовую систему на принципах российского законодательства по общему стандарту. В том числе были созданы Кодекс законов об актах гражданского состояния, нормативные акты о Брачном, Семейном и Опекунском праве (1918 г.). Кодекс состоял из 4 разделов, 17 глав и 246 статей. Он формулировал положения, которые легли в основу всех последующих семейно-правовых кодификаций. И это было как первый этап большевистского эксперимента в сфере брачно-семейных отношений.

27 октября 1924 года была образована Узбекская ССР. Именно тогда Бухарская ССР вошла в состав Узбекской ССР и за её основным населением утвердилось название «узбек».

Процесс извлечения норм шариата и создания первого брачно-семейного кодекса в Узбекской ССР был начат с 7 марта 1928 года. Стоит отметить, что до этого применение шариатских норм сохраняло свое влияние в брачно-семейной сфере, в той или иной мере. Признавалось решение шариатских судов по семейному праву.

Особенностью нового кодекса, принятого в 1928 году, было регулирование вопросов о порядке регистрации брака, правах и обязанностях супругов, брачного возраста, алиментных обязанностях, усыновлении, опеке и попечительстве, правах и обязанностях родителей и детей.

Самым значительным изменением в законодательстве, укрепляющим советскую семью, было издание Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Основными принципами данного Указа для всех союзных республик было стимулирование повышения рождаемости, признание юридически действительными только зарегистрированные браки, формы расторжения брака с указанием мотивов развода, единобрачие, равенство мужчины и женщины и др.

На основе анализа данного Указа можно сделать вывод, что он был эффективен во время Великой Отечественной войны для укрепления семьи, материальной и моральной поддержки беременной женщины, уменьшении разводов.

6 июня 1969 года был принят Кодекс о браке и семье Узбекской ССР на базе Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Он состоял из 6 разделов, 25 глав и 275 статей. До начала 90-х годов ХХ века в него много раз вносились изменения и дополнения, и регулировались все вопросы касающиеся брачно-семейных отношений.

Нужно отметить, что в семейное законодательство Узбекской ССР были лишь скопированы союзные или российские законы, партийные и правительственные решения, приняты нормы без противоречия Основам законодательства. Поэтому, еще не объявив о своей независимости, Республика Узбекистан внесла изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье Республики Узбекистан 14 июня 1991 года. Так, 20 июня 1990 года была принята Декларация независимости Республики Узбекистана.

 

  1. Современный период с 1991 года до провозглашения 1998 года – «Годом Семьи»

31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 6-я сессия Верховного Совета Узбекской ССР, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана.

С первых дней независимости республики Узбекистан приоритетом стало укрепление и защита семьи, здоровья матери и ребенка, воспитание здорового и гармонично развитого поколения, повышение благополучия семьи, усиление заботы о молодых семьях, как со стороны общества, так и со стороны государства.

В Основном законе республики Узбекистан, принятом 8 декабря 1992 года, было закреплено равноправие между мужчинами и женщинами; глава 14 Конституции Республики называется «Семья» и посвящена вопросам охраны и защиты семьи, материнства и детства [1, ст. 63–66]. После этого Кодекс о браке и семьи стал называться Семейным кодексом Республики Узбекистан.

С 1991 по 1998 год семейные отношения в республике регулировались Кодексом о браке и семье Узбекской ССР, принятом 6 июня 1969 года, составленном на основе законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 года. Кодекс не учитывал специфические обычаи узбекского народа, местные и национальные особенности.

 

  1. Новый период развития Семейного кодекса Республики Узбекистан связан с провозглашением года «Семьи» в 1998 году, который избрал собственный путь семейного правового обновления и прогресса

Основы семейного права Республики Узбекистан закреплены в Семейном кодексе Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 30.04.1998 г. № 607-I, введен в действие с 01.09.1998 г.), а также принятыми в соответствии с ним нормативными актами (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 171 от 12.04.1999 г. и др.).

Кодекс состоит из 8 разделов, 30 глав и 238 статей.

Основными задачами семейного законодательства являются укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, доверия и взаимного уважения, сотрудничества, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защиты [2, ст.1].

Особенностью Кодекса является применение местных обычаев и традиций в семейных отношениях.

При отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан [2, ст.8].

Основными принципами семейного права являются:

  • равноправие супругов в решении всех вопросов семьи;
  • равенство супругов и других членов семьи независимо от их национальности, расы, отношения к религии;
  • охрана и поощрение материнства;
  • забота о воспитании несовершеннолетних детей и обеспечение их интересов;
  • единобрачие;
  • свобода и добровольность брачного союза;
  • свобода расторжения брака под контролем общества;
  • взаимная моральная и материальная поддержка участников семейных отношений и забота друг о друге.

Следует отметить, что в последние годы особое внимание уделено созданию правовых основ охраны семьи, материнства и детства, гарантированию прав матерей и детей, достижению обеспечения стабильности семей.

Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан» от 27 июня 2018 года стало новым импульсом в стране, также как и Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. В ней были четко прописаны дальнейшая поддержка, развитие и укрепление семьи, повышение ее роли в воспитании будущего поколения духовно зрелым и гармонично развитым.

К сожалению, за последние шесть месяцев, в стране увеличивается количество разводов. Согласно статистике центра «Оила» и Комитета женщин Узбекистана за январь–февраль 2019 года в Ташкенте зарегистрировано 769 разводов. Данный показатель увеличился на 131 случай по сравнению с прошлым годом.

Стало известно, что около 48% разводов произошли из-за постоянных скандалов. Также основными причинами разводов стали: 16% – из-за того, что молодые не проживали совместно, 9% – из-за бездетности, 6% – из-за измен и 2% – из-за того, что один из супругов страдал алкогольной зависимостью.

Другими причинами разводов также является: отсутствие детей в семье, болезнь одного из супругов, неготовность молодежи управлять, содержать семью, отсутствие ответственности и незнание основ семьи.

Исходя из этого, Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» от 22 апреля 2019 года [7].

В соответствии с постановлением президента с 1 сентября 2019 года в Узбекистане повышается минимальный возраст женщин, вступающих в брак, с 17 до 18 лет. Согласно статьи 15 Семейного кодекса республики, мужчины в Узбекистане могли вступать в брак с 18, а женщины – с 17 лет. Президент своим постановлением уравнял брачный возраст мужчин и женщин.

Определение брачного возраста женщины имеет непростую историю. К его повышению человечество шло веками.

В конце XIX века на территории современного Узбекистана средний брачный возраст составлял 15–17 лет для мужчин. Замужество 12–13-летней девочки представляло собой обычное явление. По данным переписи населения 1897 г., в Средней Азии 64% девушек 17–19 лет уже были замужем.

Проанализировав на основе этих данных ситуацию, можно подчеркнуть, что повышение возраста вступления в брак является общемировой тенденцией, которая уже наметилась в Узбекистане. Но стоит отметить, что только уравнением брачного возраста мужчин и женщин полностью невозможно уменьшить количество разводов.

На мой взгляд, надо укреплять семьи путем развития культуры семейных отношений на основе узбекской культурно-исторической и духовной традиции, сохранять в обществе традиционные семейные ценности, улучшать духовно-нравственную атмосферу в семьях, формировать ответственность, чувство гордости и уважения за свою семью. Кроме того, надо реализовать взаимную моральную и материальную поддержку участников семейных отношений.

Самое главное для совершенствования – обновление правового семейного законодательства и решение ряда системных проблем и недостатков в данной сфере, в числе которых:

  • кодекс не имеет достаточно норм для разъяснения принципов, запрещающих брак в степенях родства, связи молочного родства. В настоящий момент в стране запрещены браки между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между приемными родителями и детьми [2, ст. 16];
  • во время регистрации брака свидетели не обязуются, как условие действительности брака [2, ст. 13]. Хотя по традициям народа свидетели присутствует;
  • в кодексе нет четких норм, обязующих молодых людей, вступающих в брак, проходить медицинское обследование [2, ст. 17], хотя в стране это обязательно, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан [5]. Все-таки, сведения о подобных медицинских обследованиях очень важны не только для собственного здоровья, но и для будущего здорового поколения.

В конце хотелось бы отметить, что исследование многовекового развития основ семейного права в Республике Узбекистан, позволяет нам глубже представить себе различия и тенденции в регулировании семейно-брачных отношений в прошлой и современной жизни. Также, данная публикация с представленным предложением по развитию брачного законодательства в Узбекистане будет полезна для специалистов в области семейного права.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент :Ўзбекистон, 1992.
  2. Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апр. 1998 г. № 607-1 (с изм. и доп.) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 5–6; прил.
  3. Кодекс о браке и семье Узбекской ССР. (С изменениями и дополнениями на 1 января 1990 года), Ташкент : Узбекистон ; Навои, 30. Изд. № 223–89.
  4. Комментарии Семейного Кодекса Республики Узбекистан. Ташкент : Адолат, 2000. 448 с.
  5. Положение о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак : Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан : утв. от 25 августа 2003 года № 365.
  6. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВА «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан» от 27 июня 2018 года, Ташкент.
  7. Постановление Президента Республики Узбекистан. Ташкент, 22.04.2019 г. № ПП-4296 [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz (дата обращения 23.04.2019).
  8. Каримова О. А., Гафаров Ж. М. Основы государства и права. Ташкент : Укитувчи, 1995. 573 с.
  9. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) : учебник. М. : Юристъ, 2003. 448 с.
  10. Мукимов З. История государства и права Узбекистана : учеб. пособие для вузов. Ташкент : Адолат, 2003. 280 с.
  11. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена [Электронный ресурс]. URL: https://bulgari-istoria-2010.com/booksRu/N_Bitschurin_Sobr_sotschinenija.pdf. (дата обращения: 13.05.2019).
  12. Алимова К. Т. Ислам в Центральной Азии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 1(53). – Новосибирск : СибАК, 2016. С. 5–12.
  13. Рахимов Н. Т. Семейно-брачные отношения древних саков (к истории семейного права таджиков) // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeino-brachnye-otnosheniya-drevnih-sakov-k-istorii-semeynogo-prava-tadzhikov. (дата обращения: 11.05.2019).
  14. Сарсенбаев А. Развитие законодательства в Мавераннахре на основе ханафитского мазхаба [Электронный ресурс]. URL: http://www.dumrf.ru/islam/theology/1634. (дата обращения: 06.07.2018).
  15. Самарходжаева М. Х. Развитие брачно-семейного законодательства Узбекской ССР о воспитании детей в семье (историко-правовое исследование) : дис. …канд. юрид. наук. Ташкент, 1984. 216 с.
  16. Вориводина Т. С., Тришина Е. Г. К вопросу о целесообразности усложнения процедуры развода в РФ (на примере Указа 1944 г.) // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань : Бук, 2015. С. 79–81.

 


 

Haydarov Mirodil

PhD student, Bulgarian Islamic Academy, Bulgar

  

THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE FOUNDATIONS OF FAMILY LAW AND ITS PRINCIPLES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 

The article reviewed the long history of the development of the foundations of the family law of the Uzbek people. In each period, analyzed the features and differences in the legislation of family law. For example, if before the spread of Islam in Central Asia, the “Avesta”, the sacred book of Zoroastrianism, was guided, then after the arrival of the Arabs from the 8th to the beginning of the 20th century, Islamic law occupied a significant place in the history of Uzbekistan. It is worth noting that the jurists of the Middle Ages of Maverannahr in their works made a great contribution to the development of the foundations of family law and principle. In the period from the conquest of Central Asia by Russia to the state independence of Uzbekistan, a new legal system was implemented on the principles of Russian legislation under a common standard, including the Marriage and Family Code in marriage and family relations. After the proclamation of state independence of Uzbekistan on August 31, 1991, the strengthening and protection of the family, the health of the mother and child, raising a healthy and harmoniously developed generation, enhancing the well-being of the family, and increasing concern for young families, both from society and the state, became priorities in the republic. The new period of development of the Family Code of the Republic of Uzbekistan is associated with the proclamation of the “Year of the Family” in 1998, which elected its own way of family legal renewal and progress.

  

Keywords: Shamanism, Zoroastrianism, Buddhism, Christianity, Manichaeism, Islam, the Sunnis, mazhab, hanafity, Samanid state, Karakhanids, Gaznevity, marriage, family, family structure, family law, foundations of family law, strengthening of family, specifics, traditions, customs, survey, young family.

 

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Хайдаров М. М., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *