ДИСКУССИЯ МЕЖДУ БАНКИРОМ И УЧЕНЫМ О ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКЕ

Аннотация: Существует много заблуждений относительного того, что в действительности запрещает шариат. Некоторые исследователи относят к запрещенным или противоречащим духу Шариата бумажные деньги, использование LIBOR, даже наличие банка. Наценка за отсрочку платежа при совершении операций купли-продажи приравнивается к риба. Любая гарантия, предоставленная в транзакции, рассматривается как запрещенная. При этом пользователям неизвестно о возможности передать долг. При всей легитимности перечисленных сделок важны условия их совместимости с Шариатом.
Харам как очень серьезное заявление следует использовать вдумчиво. Основой коммерческих сделок в Шариате, их фундаментальным принципом является допустимость, если нет оснований для запрета. Как неправильно разрешать то, что запрещено, так и неверно запрещать то, что является допустимым.

Выпуск: №1 / 2019 (январь — март)

УДК: 65.01:336

Автор(ы): Мингатин Марат Габделахатович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра исламской экономики и управления, Российский исламский институт, г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Мингатин М. Г. Дискуссия между банкиром и ученым о процентной ставке [Электронный ресурс] / М. Г. Мингатин // Современный мусульманский мир : электрон.журнал. – 2019. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Инвесторы, как обычные банковские клиенты, оперируют такими активами, как акции, товары, денежные рынки и недвижимость. При наложении запрета или тех или иных ограничений решение инвестировать необходимые суммы в мероприятия, совместимые с Шариатом, может быть и не принято, несмотря на возможность развивать экономику.

Исламские инновации оказались неприемлемыми для обычных финансовых структур. Возможно, это стало одной из причин критики, по большей части необоснованной. Исламские банки смогли привлечь клиентов, которые ранее имели дело с обычными банками. Способность исламских банков воспроизводить характеристики риска и прибыли многих традиционных финансовых структур повысила их репутацию и конкурентоспособность.

Конечно, не все в Исламской банковской отрасли благоприятно для такого воспроизведения. Желание выйти за рамки «подражания» обычным финансам и создать совершенно новые структуры является трудноосуществимым в связи со сложностью механизма финансовых рынков и разработанностью многих финансовых структур. Любая новая структура представляет собой лишь вариант уже существующих или их комбинацию.

Возникающий дискомфорт, испытываемый некоторыми практиками исламского банкинга, которые хотят выйти за существующие рамки, не обоснован ни реалиями конкурентных финансовых рынков, ни тем, что представляет собой соблюдение шариата.

Эти теоретики и практики считают, что Исламский банкинг должен отличаться от обычного настолько, что любой мог бы увидеть разницу между ними. Однако, как обычные, так и исламские банки являются частью одной и той же сферы торговли и финансов. Другой, параллельной сферы для исламского банкинга не существует. Она ориентирована на всех людей, поэтому и должна быть аналогичной, чтобы служить одним и тем же основным финансовым и коммерческим потребностям. Иного толкования и не может быть. В противном случае возникает вопрос: кому именно будет служить эта система? Правила шариата прописаны для всех, и нацелены на обеспечение справедливости в экономической системе, а не искоренение торговли и финансов.

В банковском деле различия не могут быть большими, иначе средства будут доминировать над целью. Шариат пересмотрел существующие принципы, установил несколько новых правил и изменений в отношениях между сторонами. По сути, они не отличаются от современных регуляторов, устанавливающих правила на рынке, чтобы обеспечить справедливость, ясность и защиту интересов всех сторон. Шариат не изобретал новые финансовые правила или структуры, он стал регулировал их на благо всех еще 1400 лет тому назад.

Запрет рибы заключается не в размере финансовой прибыли или ее подобии чему-то другому, а в методе ее генерации.

Одной из областей, вызывающих разногласия у мусульманских и немусульманских наблюдателей финансов, является использование критериев процентной ставки, таких как LIBOR, (London Interbank Offered Rate, Лондонская межбанковская ставка кредита. т.е. средневзвешенной процентной ставки по межбанковским кредитам, предоставляемым банками, выступающими на лондонском межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на разные сроки – от одного дня до 12 месяцев. Ставка фиксируется Британской банковской ассоциацией начиная с 1985-го года ежедневно в 11:00 по Западноевропейскому времени на основании данных, предоставляемых избранными банками) в исламских финансовых сделках. LIBOR, как утверждается, портит или даже компрометирует исламскую финансовую индустрию.

Очень большой процент от 2 триллионов долларов глобальной Исламской финансовой индустрии основан на долговых инструментах, таких как прямое банковское финансирование, межбанковские операции и сукук; использование LIBOR и других критериев процентной ставки для ценообразования.

Это никогда не было секретом, все механизмы были хорошо известны и прозрачны. Подобные операции являются вполне допустимыми. Использование LIBOR в качестве бенч марка не делает транзакцию несовместимой с Шариатом.

Исламские банки являются частью мировой индустрии финансовых услуг, их деятельность до определенного момента должна соответствовать нормальной мировой банковской практике. В Исламском банкинге функционируют центральные банки, наблюдающие за бизнесом и регулирующие его, есть финансовые и фондовые регуляторы.

В такой взаимосвязанной глобальной банковской системе Исламский банк не может изобрести свои собственные ставки или ориентиры. Система традиционного банкинга чрезвычайно велика и очень сложна. Поэтому нельзя ожидать, что исламские банки будут действовать вне этой системы, как если бы они находились в параллельной Вселенной. Клиентами Исламских банков являются многие международные компании, которые обычно осуществляют займы на регулярной основе, и поэтому их ориентирами служат международные процентные ставки.

Как заметил судья Усмани при обсуждении вопроса бенч марка, ЛИБОР: «Без сомнения, использование процентной ставки для определения халяльной прибыли не может считаться желательным. Это, безусловно, делает сделку похожей на финансирование, основанное на процентах, по крайней мере, по внешнему виду. Учитывая строгость запрета на проценты, даже этого явного сходства следует избегать насколько это возможно. Наиболее важным требованием для действительности мурабаха является то, что это – подлинная продажа со всеми ее компонентами и необходимыми следствиями. Если сделка мурабаха удовлетворяет всем условиям, перечисленным в стандартах, просто используя процентную ставку в качестве ориентира для определения прибыли, мурабаха не делает транзакцию недействительной, харам или запрещенной, потому что сама сделка не содержит процентов. Процентная ставка используется только в качестве показателя или ориентира» [2].

 

Использование процентной ставки как точки отсчета.

Многие учреждения, финансирующие своих клиентов на основе мурабаха, определяют свою прибыль или наценку на основе текущей процентной ставки, главным образом используя как критерий ставки LIBOR. Например, если ставка LIBOR составляет 6%, они определяют свою наценку для мурабаха, равную ставке LIBOR или несколько выше (плюс маржа с учетом риска доходности). Эта практика часто критикуется на том основании, что прибыль, основанная на проценте, должна быть так же запрещена, как и сам процент.

Чтобы объяснить эту мысль, приведем пример:

A и B – два брата. А торгует ликером, что полностью запрещено по Шариату. В, будучи практикующим мусульманином, не одобряет бизнес A и начинает продажу безалкогольных напитков. Но при этом он желает получать такое же количество прибыли, какое A зарабатывает посредством торговли ликером. Поэтому он решает, что установит ту же самую норму прибыли на свой товар, какую его брат устанавливает на продажу ликера. Таким образом, он связывает свою норму прибыли с уровнем прибыли, используемым А в своем запретном бизнесе. Можно подвергнуть сомнению уместность его подхода в определении ставки прибыли, но, очевидно, никто не может сказать, что прибыль, взимаемая им в его дозволенном бизнесе, будет запретной, потому что он использовал норму прибыли от продажи ликера как точку отсчета.

Поскольку сделка мурабаха основана на исламских принципах и выполняет все свои необходимые требования, норма прибыли, определяемая на основе процентной ставки, не будет делать сделку запретной.

Однако верно и то, что исламские банки и финансовые учреждения должны избавиться от этой практики как можно скорее, потому что, во-первых, брать процент в качестве идеала для дозволенного бизнеса крайне нежелательно и, во-вторых, потому что это не отражает основную философию исламской экономики, оказывающую влияние на систему распределения. Поэтому исламские банки и финансовые учреждения должны стремиться к развитию их собственной точки отсчета. Это может быть сделано путем создания собственного межбанковского рынка, основанного на исламских принципах. Цель может быть достигнута с помощью создания общей кассы, средства из которой будут вкладываться в обеспеченные активами финансовые инструменты, такие как мушарака, иджара и т. д. Если большая часть активов общей кассы находится в материальной форме, такой как арендованная собственность или оборудование, акции в коммерческих фирмах и т. д., ее единицы могут быть проданы и куплены на основе стоимости чистых активов, определенной на периодической основе. Эти единицы могут быть предметом сделки и могут использоваться для быстрого финансирования овернайт (англ. overnight – досл. ‘на ночь, до утра’; в финансовой сфере – как правило, однодневный кредит и т. д. В банковской деятельности широко распространено использование этого термина в качестве обозначения однодневных кредитов, как правило, межбанковских.) Также банки, имеющие избыточную ликвидность, могут купить эти единицы или при необходимости продать их. Этот порядок может создать межбанковский рынок. Ценность единиц может служить индикатором для того, чтобы определить прибыль в мурабаха или для аренды.

Фактически предложение компенсации, равной норме прибыли банка, основано на понятии альтернативных издержек (издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. opportunity cost(s)) –обозначение упущенной выгоды, прибыли, дохода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив (в данном случае предлагается взыскивать с клиента банка за неуплату в срок ту сумму прибыли, которую могли бы принести его деньги, если бы он выплатил их в срок).

Это понятие чуждо принципам Шариата. Ислам не признает его, потому что после устранения процентов из экономики деньги теряют определенную часть доходности. Всегда существует вероятность, как получить прибыль, так и понести убытки. И именно риск убытков дает право что-то получить взамен.

Все эти правила прошли длинный путь, чтобы доказать, что альтернативные издержки денег не признаются в исламском Шариате, потому что у денег нет определенной доходности или внутренней ценности.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: идея компенсации, которая должна взыскиваться с нарушителя, не одобряется большинством современных ученых. Этот вопрос был детально рассмотрен на ежегодной сессии исламской Академии фикха в Джидде, которая приняла решение, что никакая подобная компенсация не позволена в Шариате [3, c. 447].

 

Дискуссия между ученым и банкиром.

Банкир [4].

В настоящий момент существует проблема освещения того, что представляет собой риба. Риба, также известный как ростовщичество, во избежание двусмысленности, должен быть определен в первую очередь. Лучшим является определение, основанное на хадисе: «Любой кредит, который приносит выгоду (кредитору), является риба».

Это оговоренная выгода, возникающая из кредита, который порождает риба, а не сам кредит, который может быть сделан, если не существует никакой выгоды для кредитора. Также уточняется, что маржа на продажу не является рибой, так как это представляет собой продажу, а не кредит. Недопонимание этого момента вызывает подозрения в незаконности сделки, даже при отсутствии на то оснований.

Некоторые исследователи называют рибой проценты на деньги, операции «деньги на деньги», или «самогенерирующие деньги», обозначающие отсутствие физического актива, из которого получен доход.

Шариат не запрещает использовать бенч марк (процент); он просто запрещает источник прибыли по некоторым сделкам на основе того, каким образом они были достигнуты. Шариат состоит не в том, что он объявляет, а в том, как структурирована сделка. Например, 5% – это просто число, в котором нет ничего запрещенного. При использовании его в качестве наценки на стоимость Ваших товаров при их продаже, это выступает прибылью, что является допустимым. Но его нельзя использовать как оговоренную маржу при одалживании денег другой стороне. Сделка становится тогда запрещенной, и является рибой.

Эту точку зрения разделяет большинство ученых, основываясь на Шариатских стандартах AAOIFI, в том числе на использование индексов, таких как LIBOR, стандарт № 27.

«Допускается использование индекса, такого как LIBOR, или определенного индекса цен на акции / товары, в качестве основы для определения прибыли залога мурабаха, при условии, что контракт должен быть заключен на конкретную прибыль, которая не меняется с дальнейшими изменениями в индексе» [1, с. 479–486].

Давайте исследуем этот вопрос по-другому. Что произойдет, если исламские банки станут очень крупными и объединятся таким образом, что они смогут создать свой собственный ориентир? Конечно, тогда они будут использовать этот критерий вместо LIBOR. Но в этом случае новый исламский ориентир будет просто аналогичен LIBOR. Невозможно легко уйти от глобального и устоявшегося ориентира, который считается стандартом для триллионов долларов долговых инструментов по всему миру.

Именно так и произошло.

22 ноября 2011 года группа из 17 крупнейших исламских финансовых учреждений, Thomson Reuters, и основных учреждений из региона ОИС, включая Исламский Банк Развития (IDB) и AAOIFI, запустила Исламский межбанковский контрольный курс (IIBR), планируемый в качестве нового эталона Исламской финансовой индустрии.

В мире все взаимосвязано, экономические контакты отдельных лиц и корпораций принимают глобальный масштаб. Серьезные, прочные и долгосрочные связи могут поддерживаться и тогда, когда речь идет о своего рода обособлении группы расширяющихся компаний или целого региона. Даже сегодня участники всегда сравнивают IIBR с LIBOR. Избежать такого сравнения ввиду его естественности невозможно.

Это связано с отсутствием четкого понимания того, что представляет собой соблюдение Шариата. Запрещенное в Шариате выражается не в числе, а в использовании метода генерации этого числа. Так, например, потребление говядины вдруг становится запретным, если цена на нее была основана на цене свинины.

С другой стороны, исламские банки являются депозитными учреждениями, а не частными инвестиционными фирмами, и как таковые они должны иметь ликвидность и определенный денежный поток и поддающийся количественной оценке риск, иначе ни один регулятор не одобрит такую лицензию. Если исламские банки будут вкладывать доверенные им средства в неликвидные высокорисковые мушараки, то лицензия превратится в частную инвестиционную компанию, а не в депозитную или банковскую. В этом случае мы не видели бы значительного роста исламских банков.

Жилищная ипотека, например, как правило, будучи неликвидным активом, предполагает осуществление регулярных платежей. И это является именно тем, что так необходимо регуляторам в управлении активами и пассивами.

Вкладчики-мусульмане хотят получить гарантии на вложенные деньги, на то, что составляет их текущие счета, является их заработной платой. Они не заинтересованы в том, чтобы рисковать этой частью своего богатства, чтобы удовлетворить потребности других задействованных сторон.

«Шариат подчеркивает, что разделение рисков является характерной чертой исламских финансовых операций. Примером этого могут служить не только контракты на основе акционерного капитала, такие, как мушарака и мудараба, но даже такие биржевые контракты, как продажа и лизинг, в соответствии с которыми риск разделяется в силу владения» [1, с. 479–486].

Поскольку, согласно этому положению, продажи и лизинг считаются сделками с разделением риска «в силу владения», а исламские банки уже выполняют много подобных операций, возникает вопрос о необходимости продвижения других видов операций, их разнообразия. Например, можно было бы использовать известные исламские контракты, такие как мушарака. По сути, это означает, что промышленность уже может считаться с PLS.

Шариатский Стандарт AAOIFI № 27 дает согласие на использование LIBOR. Ввиду того, что «шариат подчеркивает распределение рисков, продажи и лизинг являются абсолютно законными и не имеют предпочтения между первыми двумя режимами и двумя когда-либо существовавшими»», большинство теоретиков придерживаются того же мнения. Использование LIBOR для продаж и лизинговых сделок является законным и представляет собой часть распределения рисков или системы PLS [4].

 

Ученый.

Если бы LIBOR не существовал, то, вероятно, исламские банки с самого начала создали бы IIBR для ценовых контрактов. Речь идет о ставке кредитования или ставке риба. Использование бенч марка, риба для ценовых контрактов, совместимых с Шариатом, является всего лишь аберрацией, хотя сделка структурирована в соответствии с Шариатом и контракт заключен на конкретную прибыль, которая не меняется с дальнейшими изменениями в бенч марке. Конечно, мы всегда можем сравнить IIBR, который также может быть серьезным ориентиром, с LIBOR. Исламские Банки и страховые компании «Такафул» генерируют последовательные объемы бизнеса, достоверно используя IIBR в регионе. Более того, FCA (Управление по финансовому поведению) в Великобритании планирует отказаться от LIBOR в 2021 году, поскольку регуляторы хотят заменить его более надежной альтернативой. LIBOR, которым манипулировали некоторые из крупнейших мировых банков во время финансового кризиса, оказался не в состоянии достичь своей цели – взять на себя стоимость заимствований банков друг у друга, потому что эта деятельность, начиная с финансового кризиса 2008 года, демонстрирует резкое падение. Активность рынка, поддерживающего LIBOR, была недостаточной, что вызвало серьезные вопросы о будущем индекса. IIBR обеспечивает надежный показатель средней ожидаемой доходности шариата в соответствии с краткосрочным межбанковским финансированием исламского финансового сектора. Он учрежден в сотрудничестве с Исламским Банком развития (ИБР), организацией по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых учреждений (AAOIFI), Ассоциацией банков Бахрейна (BAB), Институтом корпоративного управления и примерно двадцатью крупными исламскими банками из государств-членов Совета сотрудничества стран Залива (ССЗ) и Малайзии. Это хорошая альтернатива для LIBOR. Индекс отличается большей объективностью, поскольку измеряет ставку прибыли, а не процентную ставку.

Согласимся с тем, что глобальный характер международной финансовой системы накладывает функциональное ограничение на исламские банки с точки зрения контрольных показателей. Использование бенч марка не делает Шариатские транзакции несоответствующими. По сути дела, LIBOR проходит через все исламские банковские системы, за исключением, пожалуй, иранской. Исламские банки в установлении ставок прибыли не обязательно руководствуются такими критериями, как LIBOR, при выполнении обязательств по финансированию на основе распределения прибыли и убытков (PLS). Не исключена возможность сравнительного использования при оценке эффективности. В любом случае, PLS-подход, по-видимому, потребует большего внимания к разработке жизнеспособной формулировки кредитного риска по ставкам финансирования. Базельский анализ кредитного риска решает проблемы адекватности капитала не в полном объеме. Тем не менее, анализ кредитного риска не привязывает Исламский банк к критериям процентных ставок. В мире алгоритмов, блокчейнов, ЗСК и т.д. кажется, по крайней мере, правдоподобным, что исламские банки изучают «более глубокие» подходы к финансам. Опора только на «процентные» критерии, как правило, вовлекает исламские банки в сферу фиксированной доходности, как «быстрый и грязный» способ установить стандарты финансирования. При этом упускаются возможности финансирования, которые хорошо сочетаются с дополнительной целью капитала или рыночных финансовых секторов. Этот последний пункт аналогичен тому, что уже произошло с исламскими портфелями акций, которые являются шариат-совместимыми. Что же этот «легкий» маршрут действительно сделал для развития истинного исламского рынка капитала? Так Усмани увидел опасности в том, что сукук, по сравнению с сертификатами собственности, стал выглядеть подобным обычным облигациям. Дефолты по финансированию в розничном банковском деле уже напоминают дефолты по кредитам, но не дефолты по продаже.

В чем суть распределения рисков? Банки предоставляют деньги в кредит. Без осуществления сделок продажи исламские банки функционируют в идентичном режиме, если они не откажутся от получения процентов и эксплуататорской практики. Сейчас в большинстве исламских банков практика дефолта почти идентична практике обычных банков. Как такое может происходить, если есть сделки продажи? Является ли дефолт по кредиту идентичным обращению взыскания на проданный актив? Исламские банки (IB) используют деньги вкладчиков для финансирования операций совместно с вкладчиками и предприятиями. При осуществлении такого финансирования за счет долга, происходит передача значительного количества рисков, часто в сочетании с методами их снижения, например, через слияние и поглощение. Когда банки финансируют в соответствии с PLS-моделями, структура риска существенно меняется. также меняется и распределение риска по механизму потерь.

Балансовые отчеты IB включают те активы / обязательства, которые являются ликвидными и неликвидными, в том числе и финансирование жилья. Одной из наиболее широко используемых форм финансирования жилья является мушарака мутаникисах.

Исламские банки, будучи также депозитными институтами, используют эти депозиты не только в интересах самого банка, но и предоставляют свои услуги как мусульманам (по большей части), так и представителям других заинтересованных сторон. Проведенное эмпирическое исследование относительно восприятия и отношения клиентов к исламским банкам показало, что есть много переменных, которые способствовали росту исламских финансов и исламских банков. Вопросы сукук являются частной банковской функцией исламских банков, которые удивительно активны на этом рынке, большая часть роста является, по сути, результатом сукука.

Как же должна функционировать система исламских финансов? Вся исламская финансовая система, включая и исламские банки, должна ориентироваться не только на процентные ориентиры для достижения ожидаемых ставок прибыли. Весь фундаментальный смысл создания отдельного исламского финансового сектора заключался в том, чтобы отвязать финансирование мусульман от традиционной системы.

LIBOR, как было упомянуто выше, используется в качестве суррогата для «безрисковых» ставок в модели ценообразования капитальных активов (CAPM – англ. Capital Asset Pricing Model) и в банковской сфере, чтобы помочь банкам измерить риск. Однако, за последние несколько лет LIBOR потерял свое значение. Технологии, доступные МФИ, теперь позволяют проводить анализ рисков, ориентированный на клиента в большей степени. Финтех, технологии и инновационные концепции, используя разнообразные и многочисленные алгоритмы работы, помогают обращаться с большими объемами метаданных, блокчейн. Исламские банки не должны полагаться на LIBOR или любой другой бенч марк. Это вполне может быть оставлено без внимания, если используются технологии, которые появились в результате анализа кредитного риска. Стоимость капитала, как одна из его составляющих, всегда была непрозрачной в финансовых учреждениях.

Использование LIBOR в расчете ставки прибыли – это макрух, т. е., возможно, харам. Долг, как и все финансирование, содержит присущие ему опасности или риски. Тем не менее, это представляется намного проще, чем PLS, чтобы иметь дело с риба, используя долг. Появившиеся публикации о финансировании крупных проектов с использованием ставок финансирования на несколько сотен базисных пунктов выше LIBOR в некоторых крупных мусульманских странах, демонстрируют то, как кредитоспособность, а не достоинства проекта, может доминировать в исламских финансах, как бы хорошо эти проекты ни были представлены ранее.

В качестве ориентира для ставки прибыли исламского банка на актив было бы целесообразно ввести фиксированную ставку с низким уровнем риска, аналогичную LIBOR. Исламские ученые при обсуждении вопросов исламской финансовой системы и банковского дела считают, что LIBOR был бы совершенно бесполезен в качестве ориентира для долевого участия в прибыли и убытках. Использование LIBOR исламскими банками приносит, как и должно быть, более низкие процентные доходы с большинства их активов, таких как аренда с фиксированной ставкой и снижение баланса исламских ипотек. В противном случае банки будут иметь валовой риск несоответствия риска активов и обязательств низко рисковым депозитам с высоко рисковыми инвестициями и прибылью или убытками.

Восьмая конференция Академии Фикха ОИК, состоявшаяся в Джидде 18–19 Шавваль / 10–11 апреля 1993 года, была посвящена валютным вопросам. Среди многих решений, была единогласно принята резолюция № 7, в которой содержался призыв к скорейшему созданию нового критерия, приемлемого с точки зрения шариата, в качестве альтернативы процентным ставкам для определения прибыли.

Этот призыв был также четко сформулирован в стандарте AAOFI № 27 по индексам. В пункте 7 говорится, что одним из параметров, которыми следует руководствоваться при разработке исламского индекса, должно быть соблюдение заповедей Шариата в дополнение к техническому контролю, касающемуся компонентов индекса и его применения. Кроме того, должен быть создан наблюдательный совет Шариата по индексу для обеспечения соблюдения положений Шариата в компонентах и приложениях индекса и для проведения периодического обзора и отчетности по ним [1, с. 479–486].

По сравнению с традиционными финансами исламский банкинг отличается большей этичностью и сбалансированностью. Западный банкинг характеризуется жестокостью во многих областях: ставки по кредитным картам, приближающиеся к 30% годовых, овердрафта (вместе с пени за просрочку от $25 до $35), махинации с депозитными фондами. Назрела необходимость серьезных изменений. Не обязательно, что эти изменения выразятся в использовании крипто-валюты, но они обязательно будут.

LIBOR не является лучшим инструментом для исламских финансов. Применять более репрезентативные критерии местным, национальным, региональным и секторным алгоритмам кредитного риска позволит Финтех [4].

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Шариатские стандарты [Текст]: (1–57): полный текст Шариатских стандартов Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, утверждённых до месяца раби’ аль-авваля 1438 г. х. (декабря 2016 г.) / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. М. : Исламская книга, 2017. 917 с.
  2. Мухаммад Таки Усмани. Использование процентной ставки как точки отсчета// Введение в исламские финансы. Мурабаха. Часть третья / Даруль-Фикр : исламский образовательный портал.URL: http://darulfikr.ru/articles/fikh/vvedenie-v-islamskie-finansy-murabaha-chast-tretja/ (дата обращения: 10.02.2019).
  3. Резолюция № 53 / 5-я Ежегодная Сессия Международной исламской Академии фикха // Журнал академии. № 6. 1: 447.
  4. Alshubaily Nizar. The Benchmark: Why do Islamic Banks Use Interest Rate Benchmarks? // IslamicMarkets : сайт журнала. URL: https://islamicmarkets.com/articles/the-benchmark-why-do-islamic-banks-use-interest-rate-benchmarks (дата обращения: 10.02.2019).

 


 

Mingatin Marat

Doctor of economic Sciences, associate Professor, Department of Islamic Economics and management, Russian Islamic Institute, Kazan

 

THE DISCUSSION BETWEEN THE BANKER AND THE SCIENTIST ABOUT THE INTEREST RATE

  

There are many misconceptions about what the Sharia in reality prohibits. Some researchers refer to banned or contrary to the spirit of Sharia paper money, the use of LIBOR, even the presence of a Bank. The surcharge for deferred payment in the transactions of purchase and sale is equal to the RIBA. Any warranty that is provided in the transaction is treated as prohibited. At the same time, users know nothing about the possibility to transfer the debt. For all the legitimacy of these transactions, the conditions of their compatibility with the Sharia are important.

Haram as a very serious statement should be used thoughtfully. The basis of commercial transactions in the Sharia, their fundamental principle is permissibility, if there are no grounds for prohibition. Therefore, it is wrong to allow what is forbidden. and it is wrong to forbid what is permissible.

  

Keywords: axioms of financial institutions, opportunity costs, alternative index, IIBR, innovation in Islam, Islamic contracts, Islamic stock market, LIBOR, financial profit generating methods, risk sharing, traditional and Islamic Finance, philosophy of Islamic economy, FINTECH, form and function, Sharia standards.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Мингатин М. Г., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *