СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: Статья рассматривает существующие направления деятельности общественных мусульманских организаций, вносящих вклад в формирование ценностных ориентиров мусульман в Российской Федерации.

Выпуск: №1 / 2019 (январь — март)

УДК: 297:258

Автор(ы): Лутфуллин Ринат Исхакович
магистрант, Российский исламский институт. г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Лутфуллин Р. И. Стратегические направления деятельности мусульманских общественных организаций [Электронный ресурс] / Р. И. Лутфуллин // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2019. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

«Новая социализация ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье. Здесь важны и новые формы работы – через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодёжные, женские клубы» [1].

Послание главы государства В. В. Путина мусульманским лидерам Российской Федерации подчеркивает важность поиска новых форматов взаимодействия с мусульманским сообществом страны. Как явствует из доклада: «мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодёжные, женские клубы», – это, прежде всего, общественные организации, нацеленные на социализацию современных верующих.

Ниже представлен анализ направлений деятельности мусульманских общественных организаций, которые преследуют цель выстраивания идеологического вектора верующих, соответствующего ценностям традиционного ислама:

— постройка мечетей или иных культовых сооружений. Данный пункт актуален для регионов, в которых мусульманское сообщество представляет меньшинство, что в свою очередь автоматически влечет за собой отсутствие должной инфраструктуры. Динамика распространения религии ислама в не последней мере обусловлена распространением информационных потоков через социальные сети и мессенджеры, что в свою очередь отзывается на практике появлением представителей мусульманской уммы в тех территориальных рамках, где доселе не было опыта взаимодействия с ними. Необходимо отметить тот факт, что отсутствие должной инфраструктуры предоставляет благодатную почву для распространения деструктивных религиозных идей, в том числе и мусульманского характера. В этой связи возведение культовых сооружений – мечетей, медресе, исламских культурно-просветительских центров выступает в значительной степени барьером к распространению вышеуказанной угрозы. Мусульманская инфраструктура немыслима без просветительской составляющей любого характера: начальные курсы, среднее, высшее религиозное образование.

Наглядным примером реализации нового, для мусульманской общины, формата работы с верующими является первый в Приволжье Исламский культурный центр, открытый Духовным управлением мусульман Республики Мордовия 8 ноября 2018 года. Оснащение созданного центра говорит о социальной направленности заведения. Центр состоит из трех блоков: культурного, просветительского и досугового. Есть помещения для религиозных обрядов, библиотека, конференц-зал, музей исламской культуры, кабинеты творческого развития, учебные аудитории, социальная столовая, детская площадка [2].

Возвращаясь к теологии, мусульманская традиция также всемерно поощряет возведение мечетей, как мест поклонения Аллаху. С точки зрения инвестиций (прежде всего – материальных) для верующего данный пункт представляет особую значимость, так как он являет собой так называемую «садака джария» [3], то есть непрерываемую милостыню. Иными словами, возведенная на средства верующего мечеть будет приносить благодеяния благотворителю даже после его смерти, все то время, что мечеть будет функционировать;

— работа с молодежью. Несомненно, этот пункт достоин отдельного исследования и научного осмысления в религиозном (в данном случае, мусульманском) контексте. Полагаем, что существует неразрывная связь заявленного пункта с рассматриваемым в настоящей работе понятием «социальное служение». Работа с молодежью в русле воспитания адекватных морально-нравственных ориентиров, патриотических настроений, духовного стержня как иммунитета от сетей деструктивных религиозных течений и сект, воспитание социально-ориентированной личности – вот далеко не полный список целей и задач, решению которых могут способствовать мусульманские общественные организации. На практике данный пункт выражается в организации разноплановой досуговой среды молодежи в форме спортивных кружков, волонтерских отрядов, кружков и секций по интересам и многое другое.

В этой связи примечателен опыт работы творческой студии «Бахет ачкычы» («Ключ от счастья»). Организаторами студии была предпринята попытка восполнить досуговый вакуум в среде детей-мусульман. Студия, не имеющая официальной аффилиации с мусульманскими религиозными организациями, порядка десяти лет занимается вопросами организации детских мусульманских лагерей, детских праздников с учетом ценностей вероучения. Основной целью творческой студии является формирование духовно-нравственной базы ребенка, творческое развитие, формирование навыков коммуникации и работы в команде. Стоит отметить, что данный опыт весьма востребован в регионах Российской Федерации, где исторически сложилось компактное проживание мусульманского сообщества. Представители «Бахет ачкычы» периодически проводят выездные семинары по данной тематике в приходах для имамов, для преподавателей примечетских курсов, активистов и волонтеров, занятых в работе с детьми;

— просвещение. Одним из первостепенных и актуальных задач мусульманских общественных организаций является просвещение. Обилие разноплановой и подчас непроверенной информации религиозного характера требует экстренной выработки решений и механизмов по предотвращению распространения экстремистских и террористических идей в молодежной среде. Общественные организации, в силу адаптивной природы под «спрос» целевой аудитории вполне способны удовлетворить данную потребность в просвещении.

Тема мусульманского просвещения в современных условиях Российской Федерации содержит в себе огромное количество фундаментальных вопросов, на которые, подчас, нет однозначного ответа. В их числе:

— степень соотношения научного и богословского (теологического) компонента;

— унификация (или вовлечение в образовательный процесс) при богословском подходе той части практикующих мусульман, которая в силу объективных причин (наличие заграничного образования или наставника, имеющего соответствующие воззрения) симпатизируют нетрадиционным для России школам мусульманской мысли;

— кадровый дефицит и много другое.

Говоря о практической деятельности просветительских организаций, уместно выделить успешный опыт функционирования научно-образовательного центра «Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования» Института международных отношений Казанского государственного университета [4]. Указанная площадка имеет ряд преимущественных особенностей, главная из которых – сочетание научного, исламоведческого подхода с классическим исламским богословием. Синтез этих двух составляющих позволяет преподнести наиболее адекватную картину мира слушателю, по широкому спектру вопросов, касающихся истории, богословия и мусульманского сообщества в целом. За пять лет работы, центр зарекомендовал себя как востребованная коммуникационная, научно просветительская площадка, работающая над решением актуальных проблем мусульманского сообщества России. В части просвещения необходимо выделить такие направления как:

  • ежегодно проводимая школа мусульманского лидера «Махалля»;
  • активно развивающееся направление мусульманской психологии;
  • ежегодные курсы повышения квалификации «Исламоведение» для сотрудников федеральной службы исполнения наказаний и многое другое.

Ряд современных религиозных деятелей относят к понятию «социальное служение» также и мусульманское просвещение [4]. В этом ключе, систему мусульманского образования рассматривают как неотъемлемую часть социального служения. Социальное служение в данном контексте рассматривается как донесение до широких кругов верующих незыблемых ценностей исламской доктрины, которая всемерно поддерживает социально-ориентированные инициативы в любой сфере жизнедеятельности человека: благотворительность, здоровье, семья и прочие. Как уже упоминалось ранее, элемент социального служения в данном ракурсе рассматривается как процесс подготовки высококвалифицированных специалистов – служителей мусульманского вероисповедания, обладающих, ко всему прочему организаторскими способностями. Это неотъемлемая компетенция руководителя прихода при построении благотворительной, социальной работы.

Мусульманская умма Российской Федерации на сегодняшний день переживает свое становление как самостоятельная социальная прослойка, способная внести конструктивные решения на благо Отечества. Несмотря на массу открытых вопросов концептуального, организационного и иного характера, пассионарный потенциал верующего всегда обращен на общественное благо. Упомянутые общественные организации в определенной степени являются первопроходцами в глобальной системе государственно-конфессиональных отношений. Следует подчеркнуть, что представленный материал отражает позитивную динамику укрепления институтов гражданского общества.

 

 

 Список использованных источников

 

  1. Встреча с муфтиями духовных управлений мусульман России 22 октября 2013 г. // Президент России : официальный сайт. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/19474 (дата обращения: 16.01.2019).
  2. В Саранске открыт первый в Приволжье Исламский культурный центр // Вечерний Саранск : сайт газеты, 8 ноября 2018 г. URL: http://www.vsar.ru/19716_v_saranske_otkryt_pervyy_v_privolje_islamskiy_kulturnyy_tsentr (дата обращения: 16.01.2019).
  3. Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования // Казанский федеральный университет : сайт университета. URL: https:// www.kpfu.ru/imoiv/islam (дата обращения: 16.01.2019).
  4. Система мусульманского образования как пример социального служения // Мусульмане России : официальный сайт духовного управления мусульман российской Федерации. URL: http://www.dumrf.ru /islam/rites/2046 (дата обращения: 16.01.2019).

 


 

Lutfullin Rinat

master student, Russian Islamic Institute, Kazan

  

STRATEGIC DIRECTIONS OF MUSLIM PUBLIC ORGANIZATIONS ACTIVITIES

  

The article considers the existing directions of activity of Muslim public organizations that contribute to the formation of the values of Muslims in the Russian Federation.

 

Keywords: Muslim public organizations, Muslim youth, Muslim education, traditional Islam, Islamic cultural center.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Лутфуллин Р. И., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *