СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: Статья рассматривает существующие социально-ориентированные направления деятельности общественных мусульманских организаций в Российской Федерации.

Выпуск: №1 / 2019 (январь — март)

УДК: 297:258

Автор(ы): Лутфуллин Ринат Исхакович
магистрант, Российский исламский институт. г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Лутфуллин Р. И. Социально-значимые направления деятельности мусульманских общественных организаций [Электронный ресурс] / Р. И. Лутфуллин // Современный мусульманский мир : электрон.журнал. – 2019. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Под мусульманскими общественными организациями в первую очередь понимаются религиозные организации – как централизованные, состоящие из трех и более местных религиозных организаций [1]. Вместе с тем, в данной статье анализируется деятельность известных общественных организаций нерелигиозного характера, имеющих неофициальную аффилиацию с мусульманским сообществом. Под рассматриваемую категорию входят благотворительные фонды, культурно-просветительские центры автономные, некоммерческие организации, реализующие социально-значимые проекты. В данном ключе важно подчеркнуть характерную разность природы данных организаций – если для религиозных объединений основной целью является совместное отправление религиозных нужд, ритуальной практики, и решения соответствующих организационных и технических вопросов, то для упомянутых ранее общественных организаций, самоцелью является сама благотворительная общественная деятельность как форма вне-ритуального богослужения, реализации социально-ориентированного потенциала, доктринально прописанного в традиционных конфессиях.

Первоначально обратимся к документу, принятому 14 июня 2015 года и подписанному ключевыми мусульманскими религиозными лидерами Российской Федерации, а именно: председателем Центрального духовного управления мусульман, верховным муфтием России, шейх-уль-Ислам Таджуддином Талгатом Сафичем, председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателем Совета муфтиев России, муфтием Гайнутдином Равилем Исмагиловичем, председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтием Бердиевым Исмаилом Алиевичем, председателем Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтием Самигуллиным Камилем Искандеровичем, «Социальная доктрина Российских мусульман» [1].

Представленный документ наглядно демонстрирует характер, масштаб и внутреннюю философию социального служения российских мусульман. Следует подчеркнуть значимость доктрины по двум фундаментальным позициям: во-первых, осознание мусульманской общиной Российской Федерации своего созидательного потенциала на благо страны. Развитие данного вектора может способствовать преодолению розни на межконфессиональной и межнациональной почве, снижение уровня исламофобии в обществе, воспитание патриотических настроений молодежи. Во-вторых, значимость доктрины как объединяющего начала мусульманских лидеров федерального масштаба в деле укрепления морально-нравственных устоев нашего общества. Документ подчеркивает принципиальный принцип оказания помощи всем вне конфессиональной национальной или иной принадлежности. Среди направлений описываемой доктрины в качестве приоритетных выделены такие, как противодействие аморальному образу жизни, защита экологии и многое другое. Культура, наука, межнациональные и межконфессиональные отношения – это неполный список затрагиваемых тем. Отдельно необходимо подчеркнуть включение в настоящий документ темы отношения ислама к крайностям и радикализму. Данная мера обусловлена необходимостью ведения разъяснительной работы среди широких масс граждан, ввиду ряда современных геополитических процессов, которые отбрасывают на ислам тень террористической агрессии экстерриториального характера. В сложной совокупности исторически сложившихся богословских распрей, политических, социально-экономических и банально личностных амбиций отдельных духовных лидеров, социальная работа может служить действенным элементом профилактики противоправных деяний на религиозной почве, путем предоставления альтернативных общественных площадок для реализации пассионарного потенциала верующих;

Рассматривая практическую деятельность благотворительных мусульманских фондов и общественных организаций можно подчеркнуть гетерогенную природу реализации социального служения. Тем не менее, возможно выделить ряд характерных направлений деятельности прикладного характера и дать краткую оценку их актуальности на сегодняшний день:

— сбор средств на лечение. Данный пункт актуален вне зависимости от возраста и конфессиональной принадлежности больного. Религия ислам всячески поощряет и побуждает помогать больному, будь- то даже простым посещением [2]. Наличие специализированных как внутри-, так и вне-конфессиональных фондов, нацеленных на свободный фандрайзинг [3] в мусульманской среде – это прежде всего инструментарий для верующего в достижении довольства Всевышнего;

— адресная помощь продуктами питания и погашение задолженности по коммунальным услугам лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально незащищенным категориям граждан. Указанный пункт относится к категории наиболее распространенных видов деятельности мусульманских общественных организаций. В данном контексте уместно подчеркнуть важность самой благотворительной организации как посредника между благотворителем и благополучателем, так как обе стороны нуждаются в стороннем посреднике, пользующимся доверием обеих сторон. Значительная часть мусульманской традиции посвящена альтруизму и прямой помощи малоимущим: закят [4] – обязательный ежегодный налог в пользу малоимущих, выделен в качестве одного из столпов ислама. Однако, по объективным причинам далеко не все обладают объективной информацией о реальных людях, попавших с затруднительную жизненную ситуацию. На сегодняшний день можно с определенной долей уверенности полагать, что «спрос» на данный вид деятельности остается стабильным.

Вследствие развития данной сферы мусульманского сообщества, с сожалением нужно отметить параллельное развитие мошенничества в благотворительной среде. Нередки случаи наличия профессиональных аферистов, преподносящих яркие эмоциональные легенды о якобы безвыходном положении нуждающихся мусульман в отдаленных городах и сельских поселениях страны. Умелое переплетение сценарных сюжетов, выдержек из священных писаний, с характерными фото- и видеоматериалами, распространяемыми в мессенджерах и социальных сетях, вовлекает сердобольных верующих в ряды жертв аферистов, играющих на религиозных чувствах. В этой связи был проведен круглый стол в ноябре 2018 года в национальном исламском благотворительном фонде «Ярдэм», в г. Казань, посвящённый проблемам выявления нуждающихся и профилактики мошенничества в благотворительной среде. Присутствующие, из числа татарстанских и кавказских активистов-волонтеров и специалистов, углубленно занимающихся данной повесткой, пришли к выводу о необходимости системного подхода к анализу поступающей информации о нуждающихся и разработке единой базы данных по Российской Федерации;

— проведение благотворительных акций. Данное направление уместно рассматривать как инструмент привлечения спонсорской помощи для различных проектов, так и самостоятельное направление деятельности, преследующее цель развития культуры мусульманских общественных мероприятий досугового плана. Празднование двух основных мусульманских праздников – Курбан и Ураза байрам, памятных дат, месяца рождения Пророка Мухаммада или иных тематических вечеров входит в реестр деятельности мусульманских общественных благотворительных организаций;

— содействие в поиске работы. Настоящее направление, к сожалению, не имеет широкого распространения в социально-направленных проектах мусульманского сообщества. Социальное служение, как благотворительность не должно перерастать в культивацию нищеты. Анализ исследованных источников выявил данную нишу, но, к сожалению, присутствующих в ней «игроков» крайне немного.

Практически единственной в своем роде организацией на данном поприще выступает автономная некоммерческая организация «Центр реабилитации и адаптации» [5]. Основываясь, прежде всего, на помощи лицам, отбывшим уголовное наказание и не располагающими к моменту освобождения точкой возврата в социум, АНО «ЦРА» постепенно расширяет спектр деятельности, вовлекая все новые категории граждан, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Таким образом, на данный момент успешно функционирует проект «Приют», который помимо своей основной деятельности, о которой речь пойдет ниже, оказывает содействие в помощи заработка. АНО «ЦРА» является показательным примером светской благотворительной организации, которая руководствуется альтруистическими принципами шариата в своей работе, не придавая этому факту широкой огласки в средствах массовой информации;

— сбор, реставрация и последующая раздача одежды малоимущим. Шариатское понятие «исраф» буквально истолковывается как чрезмерная и неоправданная трата ресурсов. Несмотря на то, что понятие «исраф» не ограничивается материальными критериями (возможен так же «исраф» времени, и многого другого), настоящий пункт подразумевает эту, отдельно взятую его составляющую.

По данному направлению весьма показателен опыт функционирования вышеописанного проекта «Приют», который обеспечивает обратившихся горячим питанием, сезонной одеждой и обувью. Цивилизованное перераспределение бывших в употреблении вещей также благоприятно влияет на социум, где одни, следуя заповедям ислама – избегать чрезмерности, жертвуют излишки в пользу малоимущих, а другие, в свою очередь, закрывают потребности в одежде. Представленный аспект, в свою очередь также нуждается в интеграции в общекультурную модель современного российского общества: отсутствует инфраструктура, обеспечивающая гармоничный переход бывших в употреблении предметов гардероба социально-незащищенным слоям населения. Роль социально-ориентированных общественных организаций в этом неоценима.

Религиозный гуманизм позиционирует добродетель любого порядка, прежде всего, как инструмент достижения довольства Господа. В этой связи перспективным видится развитие благотворительных фондов при религиозных организациях, которые, обладая залогом доверия верующих, будут способны реализовать социально-ориентированный потенциал религии ислам.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (последняя редакция) (прият Гос. Думой 19 сентября 1997 г.; одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 г.). доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Этика посещения больного // Islam.ru : [сайт благотворительной организации]. [2019]. URL: http://islam.ru/content/veroeshenie/43143 (дата обращения: 11.01.2019).
  3. Мусульманская краундфайдинговая площадка // HalalStarter : [мусульманский благотворительный сайт]. URL: https:// www.halalstarter.com/ru (дата обращения: 11.01.2019).
  4. Ат-Тауба (Покаяние), аят № 60 // Священный Коран : [исламский теологический сайт]. [2019]. URL: https:// www.quran-online.ru/9:60 (дата обращения: 11.01.2019).
  5. Трудоустройство населения и профилактика правонарушений // Центр социальной реабилитации и адаптации : [сайт благотворительной организаци]. [2019]. URL: http:// www.centrra.ru (дата обращения: 11.01.2019).

 


 

Lutfullin Rinat

master student, Russian Islamic Institute, Kazan

  

SOCIALLY SIGNIFICANT DIRECTIONS OF MUSLIM PUBLIC ORGANIZATION ACTIVITIES

  

Socially important activities of Muslim public organisations
Summary: The article is about existing social aspects of work of Muslim public organisations in the Russian Federation.

  

Keywords: social doctrine, Muslim public organisations, charity, fundraising, traditional Islam, Islamic cultural center.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Лутфуллин Р. И., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *