ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО (ХАРАМ) В ФИНАНСОВЫХ СТРУКТУРАХ

Аннотация: Мы попытаемся исследовать такие исламские термины, как халял и харам, в описании некоторых финансовых и коммерческих структур. Для этого необходимо проанализировать три основных вопроса.
Существует мнение, что в Шариате большинство запрещено, а допустимо меньшинство. Возможно, некоторые считают это более благочестивым. Это происходит из-за отсутствия знаний о том, что является запрещенной экономической структурой или просто из-за незнания основ фикха аль-мугамалят.
Определенное беспокойство связано со сходством между некоторыми традиционными экономическими инструментами и исламскими финансовыми структурами.

Выпуск: №1 / 2019 (январь — март)

УДК: 65.01:336

Автор(ы): Мингатин Марат Габделахатович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра исламской экономики и управления, Российский исламский институт, г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Мингатин М. Г. Понимание того, что запрещено (харам) в финансовых структурах [Электронный ресурс] / М. Г. Мингатин // Современный мусульманский мир : электрон.журнал. – 2019. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Чтобы понять сердцевину харама, нужно изучить исламские правила. Ученые их хорошо знают.

Давайте попробуем решить несколько упражнений, чтобы увидеть и полностью осознать основу запрета. Посмотрим, что из следующих примеров является харамом:

— Я одалживаю человеку $ 1000 на срок в три месяца. По завершении трех месяцев он вернул мне $ 1000 плюс $ 50.

— Я одалживаю человеку $ 1000 на срок три месяца, а до даты погашения он дарит мне подарок на сумму $ 50.

— Я передаю человеку 20 монет, каждая стоимостью $ 1, которые будут возвращены мне через неделю с дополнительными $ 2.

Так что же из этих трех сделок является запрещенным?

Ни одна из них.

Первая из них разрешена, так как проценты не были оговорены в договоре и фактически являются подарком заемщика.

Вторая разрешена, если я хорошо знаю человека, и у нас существует история взаимного доверия.

Третья разрешена, поскольку я фактически арендую монеты в качестве драгоценностей. Это иджара.

Большинство людей подумали бы о знаменитом правиле: «каждый кредит, который приносит выгоду (кредитору), является риба», и пришли бы к выводу, что все они запрещены. Но это не так, нужно просто обратиться к шариатским стандартам ААОИФИ, таким как стандарт № 19 по кредитам (кард), и получить там ответ [1, с. 348–363].

Здесь присутствуют материальные выгоды, которые не оговариваются на момент погашения.

■ Основанием для допустимости предоставления излишка, с точки зрения количества или качества, во время погашения с целью проявления щедрости и доброй воли, когда он заранее не оговаривается и не существует практики их оплаты, является хадис, сообщенный Абу Рафи, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему) одолжил у человека очень молодого верблюда, а затем пожелал подарить ему одного из верблюдов садака (заката), поэтому он попросил Абу Рафи заплатить человеку за верблюда. Абу Рафи вернул его ему и сказал: «Я не нахожу там ничего, кроме полновозрастного четырехлетнего верблюда». Пророк (мир ему) сказал: «Дай ему этого верблюда. Лучшие люди – это те, кто лучше в погашении» [2, с. 243].

От Абу-Хурайры сообщается, что человек пришел к Посланнику Аллаха (мир ему) в поисках милостыни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) позаимствовал пищу, равную половине миск, и дал человеку это. Когда кредитор пришел, требуя своего долга, он дал ему полный миск, говоря: «Половина этого – Ваш долг, а другая половина – подарок от меня» [2, с. 253].

Материальные льготы, не оговоренные до погашения.

■ Основанием для запрета на материальные блага, не оговоренные до погашения, если эти блага предоставлены не ради карда или вместо него, является следующее: от Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда один из вас возвращает кард и подарок кредитору или предлагаете ему бесплатную поездку на своем животном, он не должен принимать это от вас, если только такая практика не была распространена среди вас до карда» [2, c. 236].

Что касается третьего случая, то это гораздо сложнее, поскольку приходится углубляться в классические книги, которые в основном на арабском языке, чтобы увидеть допустимость такого действия.

Описание договора купли-продажи в рамках договора кард.

■ Основанием для запрета оговаривать договор купли-продажи в рамках договора кард являются:

  1. Изречение Пророка (мир ему): «Салаф (кредит) и продажа (в одном контракте) не допускаются, ни два условия в продаже, ни прибыль от вещи, ни убыток, за который нет ответственности, ни продажа того, чего у вас нет».
  2. В Шариате допустимо объединять более одного контракта в один комплект, не налагая один контракт в качестве условия в другом, и при условии, что каждый контракт разрешен сам по себе. Объединение контрактов, таким образом, является приемлемым, если оно не сталкивается с ограничением шариата, которое влечет за собой его запрет на исключительной основе.

Затем речь идет о детализации таких запретов, как объединение продажи и кредитования в один контракт и любое соглашение, которое приводит к риба.

Одна из главных проблем также заключается в том, что, по-видимому, многие критики считают, что традиционные и исламские финансы должны быть настолько различны, что любое сходство является доказательством того, что что-то незаконное происходит в исламской банковской индустрии. Их беспокоит некоторое сходство с обычными банковскими операциями, которые они считают запрещенными, поэтому, подразумевая сходство, исламские банковские структуры также должны быть запрещены.

Это, конечно, не является фактом и упускает смысл. Реальность такова, что обе формы банковского обслуживания полагаются на историю торговли, которая во многих случаях является весьма схожей, и поэтому было бы неудивительно найти много приемлемых положений в рамках обычного банковского дела, которые допустимы, действительно необходимы шариату. Например, некоторые раскрытия, которые гарантируют, что информация является однозначной.

Жизнь постоянно меняется, постоянно появляются новые обычаи и законы, новые методы и новые технологии. Шариат – это очень гибкий кодекс, который рассчитан на все времена и на все местности, и ученые должны адаптировать старые правила к новым обстоятельствам, чтобы обеспечить благосостояние общества.

Что делает финансовые продукты, разрешенными шариатом? – Форма и функция.

Общая критика Исламской финансовой индустрии заключается в том, что исламские и традиционные инвестиционные продукты кажутся похожими друг на друга, поскольку многие из них выполняют одну и ту же функцию. Да, они это делают сознательно. Но тиражирование одного и того же профиля риска и прибыли для достижения конкретной инвестиционной цели не делает их одинаковыми. То, как Вы достигаете этого профиля, делает его по шариату совместимым. Некоторые используют такие термины, как «Правовое лицемерие» или «Разрешено по форме, но не по существу».

Здесь критики путают форму и функцию.

Если два физических лица оперируют в торговых сделках одной и той же суммой, в одни и те же дни и получают одинаковую прибыль, будет ли это одна и та же сделка? Только до тех пор, пока не узнаешь, что один торгует запрещенными к обороту наркотиками, а другой продает продукты питания. То, что отличается, называется «предметом», и это то, что запрещает одно и позволяет другое. То есть, речь идет о правомочности сделок. Так почему же происходит путаница в случае с исламскими продуктами?

Продажа с отсрочкой платежа и процентный кредит создают долг и обязательство для покупателя и заемщика. Они одинаковы по «финансовому эффекту», но они отличаются по Шариату. Продажа с маржой разрешена, в то время как кредит с процентами запрещен. Продажа, аренда или рассрочка могут быть похожими на запрещенные облигации с фиксированным доходом, но они разрешены.

Как правило, продажи акций включают в себя гарантию от банка-эмитента и опцион call на индекс капитала. Можно повторить профиль риска и структуру прибыли в исламском варианте через отложенную продажу платежей для защиты капитала и продажу арбун (задаток) для корзины акций. Отложенный платеж по продаже товаров был передан нашему учреждению и таким образом дал клиенту такую же банковскую гарантию, как если бы ему была выдана гарантия на его капитал, или он разместил срочный депозит на тот же период в финансовом учреждении. Продажа арбун эффективно работает, как если бы нужно было купить опцион call на акции или корзины акций. Конечно, в этом случае корзиной акций были бы акции, совместимые с Шариатом, акции, которые были выбраны на основе утвержденных критериев отбора, используемых исламскими банками.

Инновации вряд ли являются харамом в Исламе.

Можно тиражировать многие традиционные продукты, такие как опционы, процентные свопы, фиксированный доход и методы хеджирования. Проводить аналогии профиля продукта не запрещено. Это один из самых запутанных вопросов для критиков исламского банкинга. Они просто не могут отделить финансовый результат от метода его создания.

Особенность шариат состоит в «как», а не в «сколько».

Исламские продукты имеют шариат-разрешенные структуры в их основе, но они могут выполнять такие же функции, как и обычные продукты. При тиражировании инвестиционных продуктов, которые популярны в обычном банковском деле, исламские банкиры просто используют известные исламские контракты, объединенные вместе, чтобы создать финансовый результат, который дает инвестору тот же риск и возврат денег.

Фактически все финансовые продукты по существу одинаковы. Такое утверждение может вызвать удивление, но это – реальность. Можно проанализировать схему любого продукта, результатом будут те же характеристики известных финансовых продуктов. В любой инвестиции, есть две основные вещи, которые надо знать: 1) курс доллара сегодня лучше, чем это же курс завтра, и 2) гарантированный доллар лучше, чем рисковый доллар. Эти аксиомы хорошо известны любому студенту финансового института.

Если Вы раскроете какой-либо инвестиционный продукт, Вы найдете те же условия: первоначальные инвестиции, период времени, ожидаемый доход, волатильность, кредитный риск, валютный риск, налоговый риск и другие условия. Все они являются частью любого продукта, независимо от его принадлежности к религии.

При разработке исламских продуктов эти предметы не меняются, они все еще существуют и должны быть идентифицированы и управляться. Разница в том, как они возникают по сравнению с обычным продуктом. Но риски по-прежнему существуют, независимо от того, как я структурирую продукт. Названия этих рисков и то, как они функционируют, также будут одинаковыми. Разработка исламского продукта не может создать новые формы рисков, неизвестных ранее. Особенности шариата не создают новые риски; эти риски даются самой жизнью.

Клиенты банков, независимо от того, мусульмане они или нет, привыкли к традиционной банковской системе. Такова реальность. Привлечение их в новую систему требует больших усилий со стороны исламских банков, которые должны проявить себя на фоне огромной и глобальной банковской системы.

Таким образом, исламские банки должны воссоздать те же самые традиционные структуры, используя исламские контракты, чтобы дать клиентам тот же самый риск и доходность, без чего Исламский банкинг оставался бы очень ограниченным.

Такая стратегия со стороны исламских банков должна быть целенаправленной. Тиражирование традиционных продуктов в исламском формате должно быть частью планов роста. При этом исламские банки должны стремиться сделать так, чтобы инвестор имел как можно больше возможностей выбора в инвестиционной среде, и не подвергался бы наказанию, будучи инвестором, совместимым с Шариатом.

Однако шариат содержится не в словах, а в смысле. Важно то, как структурирована сделка, которая делает ее шариат-совместимой, а не как Вы ее называете, или как она может выглядеть для стороннего наблюдателя. Это фундаментальный вопрос. На самом деле это является основой для суждения в Шариате, и подпадает под один из пяти фикхов.

Первое: «Дела судят по их намерениям».

От этого вытекает очень важное решение, которое дает нам основу для оценки контрактов. Эта основа известна как «Суть договоров заключается в смыслах и намерениях, а не в словах или формах».

Важно не то, что Вы называете контрактом; на самом деле важно то, что он подразумевает. Таким образом, использование процентных ставок в качестве ориентира – это не что иное, как форма, поскольку договор фактически является договором купли-продажи, а не кредитом.

Поэтому, следует обратить внимание на более высокие цели шариата, чтобы найти гносеологические обязательства исламских финансов. То есть, обязательства не идентичны обычным финансам, которые ориентируются на индивидуальную прибыль и миф А. Смита о мотиве прибыли в человеческих настроениях. Исламский идеал в финансировании – это принцип совместного пользования, как обязательного, так и добровольного. Эта «высшая цель» не указана на дверях современных банков. Шариат так не работает. Шариат – это всесторонний образ жизни, и как Ибн Кайим, (пусть Аллах помилует его), сказал, шариат «основан на мудрости и благополучии для слуг в этой жизни и в загробной жизни».

Много было написано выдающимися учеными, глубоко познавшими фикх, о подводных камнях кредитного финансирования по сравнению с долевым финансированием. Это подробно отражено в документах. Следовательно, дело в том, что в исламских финансовых обязательствах присутствует Макасид Аль-шариат. Исламские финансовые институты сохраняют свою исламскую легитимность только до тех пор, пока они выполняют это фундаментальное обязательство. Иными словами, исламские финансовые учреждения имеют коллективное религиозное обязательство (фард кифайя), возложенное на них Шариатом. Думать иначе – это де-узаконивать исламские финансовые институты (МФИ) (что и по сей день является одним из главных возражений многих недоброжелателей исламских финансов). Для МФИ является серьезной ошибкой просто имитировать обычные финансовые учреждения.

Все исламские страны теперь следуют примеру Малайзии, требуя отдельной банковской структуры, которая не смешивает халяль с харамом. Ни одна из этих схем, подразумевающих наличие долга, не является законной. Любой студент первого курса Исламского института знает, что это так. Более того, дело в исламском финансировании, а не в исламском банкинге. Исламские банки растут, Аль-хамду Лилла! То, что нужно мусульманам, – это Исламский рынок капитала. Более конкретно, Исламский рынок акций. Использование контрактов, которые уже используются в исламских банках, хотя и недостаточно используются, например, мудараба и мушарака, было определено как МВФ, так и Всемирным банком в качестве инструментов, которые могут способствовать этому развитию. Увязка этих контрактов с фирмами является разумным финансированием, которое может привести к устойчивому развитию малых и средних предприятий (МСП). МСП являются экономическими двигателями в развивающихся странах.

Здесь мы обсуждаем тему, где тесно связаны такие методы, как долг и капитал. Существует фундаментальное преимущество, когда капитал функционирует через кредит, используя различные методы предотвращения риска, поглощения и передачи и когда риск распределяется в рамках модели PLS. Да, «банк», настроенный на капиталистов, любит использовать кредит, поэтому деятельность исламских банков подвергается критике как очень похожая на деятельность обычных банков. Путь к более широкому и инновационному исламскому рынку капитала находится в сфере контрактов PLS.

К сожалению, многие моменты вышли из-под контроля, включая AAOIFI. Во-первых, сукук – это не финансовый инструмент. Здесь речь идет о поглощении, в основном, богатыми государствами и о преследовании особых политических интересов. Средний мусульманин имеет мало доступа к ним. Во-вторых, миллиарды были вложены в западные фирмы, которые не учитывают законы Шариата. Последний момент не является чем-то новым. Произошла колоссальная утечка исламского богатства во всем мире. Надо быть слепым, чтобы не признать, что весь этот капитал мог быть вложен в МСП и другие инновационные проекты.

Рынки капитала строятся на основе МСП, которые становятся «локомотивами», которые выходят на IPO. Google, Apple, Microsoft и масса других западных фирм, которые начинали в гаражах, были инновационными. Они имели доступ к фондовым рынкам, сделали их чрезвычайно богатыми и стали основой рынков капитала на Западе. Шейх Карадави однажды сказал, что мусульманские народы не могут сделать даже «гвоздь». Сейчас они могут это сделать, но все нефтедоллары иссякли и привязаны к западным акциям.

Исламский банкинг возрождается, и его ожидает взлет, как только он найдет свои корни, будет более тщательно их придерживаться и вести других, а не следовать за другими. (Первые годы своей деятельности исламские банки имитировали обычные банки в своей операционной и юридической практике. Но даже Запад устал от них.)

Резюме.

РАЗНИЦА МЕЖДУ ФИНАНСИРОВАНИЕМ И КРЕДИТОВАНИЕМ.

  1. Финансируется акционерный капитал, а не обязательства.
  2. Кредитование – это долг, а не участие.
  3. Финансирование и кредит выдаются.
  4. Кредит – это гарантированное финансирование.
  5. Финансирование является инвестиционно-кредитным средством.
  6. Кредит не может быть профинансирован, пока не будет достигнута договоренность о прибылях и убытках.
  7. Финансирование не может быть займом до тех пор, пока возврат не будет гарантирован.
  8. Кредит выдается с учетом ценности денег с применением процентной ставки.
  9. Результат финансирования – прибыль, разделенная в согласованном соотношении.
  10. Кредит должен быть обеспечен внешними факторами обеспечения.
  11. Финансирование – это обеспечение в пределах собственного капитала.
  12. Финансирование не может производиться до тех пор, пока пользователь не может использовать его.
  13. Кредитование осуществляется против подтверждения гарантии.
  14. Кредитование ведет к инфляции и ликвидации.
  15. Финансирование заканчивается собственностью.
  16. Увеличивается финансирование капитальной базы, а также чистого капитала.
  17. Кредитование увеличивает обязательства, уменьшает стоимость чистого капитала.

Финансирование предоставляется на основе способности человека использовать деньги, умножать, делить, вычитать и складывать сумму, реализуемую посредством использования денег.

При кредитовании деньги выдаются в неустановленных целях против обеспечения, без анализа плюсов и минусов деятельности, на которую расходуются деньги, а возврат фиксируется либо в денежной форме, либо в срок ликвидации заложенного движимого или недвижимого имущества.

Финансирование – это участие в прибыльной деятельности, такой как участие в капитале, венчурное финансирование, приобретение актива, бизнес-операции с надлежащей оценкой цели, проверка данных, представленных двумя партнерами, в которых финансист становится прямым или косвенным партнером в этом предприятии с гарантированной договором и согласованным распределением прибыли или убытков.

 

  

Список использованных источников 

 

  1. Шариатские стандарты [Текст]: (1–57): полный текст Шариатских стандартов Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, утверждённых до месяца раби’ аль-авваля 1438 г. х. (декабря 2016 г.) / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. М. : Исламская книга, 2017. 917 с.
  2. Имам аль-Бахари. Сахих / Пер. с араб. Абдулла Нирша. М. : Ummah, 2003. 514 с.

 


 

Mingatin Marat

Doctor of economic Sciences, associate Professor, Department of Islamic Economics and management, Russian Islamic Institute, Kazan

 

UNDERSTANDING WHAT IS PROHIBITED (HARAM) IN FINANCIAL STRUCTURES

  

In this article we will try to explore Islamic terms such as Halal and Haram in the description of some financial and commercial structures. This follows from three main questions.

There is an opinion that in Sharia the majority is forbidden, and the minority is admissible. Maybe some people think it is more godly. It comes from lack of knowledge about what is an illegal structure or is it just ignorance of the foundations of fiqh al-Muamalat.

Some concern is related to the similarities between some traditional economic instruments and Islamic financial institutions.

  

Keywords: axioms of financial institutions, opportunity costs, alternative index, IIBR, innovation in Islam, Islamic contracts, Islamic stock market, LIBOR, methods of generating financial profit, risk sharing, realities of modern life, traditional and Islamic Finance, reference point, philosophy of Islamic economy, FINTECH, form and function, Sharia standards.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Мингатин М. Г., 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *