Аннотация: Статья посвящена становлению иранского сообщества зороастрийцев, истории их взаимоотношений с властью на протяжении веков в эпоху династий иранских шахов. Особое внимание в статье уделяется положению зороастрийцев Ирана в новейшее время.
Выпуск: №1 / 2017 (июль — сентябрь)
УДК: 295.4
Автор(ы): Наширбанов Исмаил Каняфиевич
старший преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин, заместитель директора Центра исламской экономики и финансов, Российский исламский институт, г. Казань
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Наширбанов И. К. Древний зороастризм и современный Иран [Электронный ресурс] / И. К. Наширбанов // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2017. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
Зороастризм или Маздеизм был главным религиозным культом Древнего Ирана. Название этой религии известно европейским исследователям благодаря имени основателя данного культа – Заратустры (Зороастр в греческой традиции). Последователи Заратустры по сей день называют свою религию «Behdin» – «Благая Вера».
Пророк Заратустра, по разным источникам, жил в Иране в первом или втором тысячелетии до н.э. Зороастризм на протяжении многих веков, начиная с рассвета династии Ахеменидов и до арабского завоевания, был государственной религией, однако с вторжением арабов в Иран в VI–VII вв. количество последователей зороастризма начало постепенно уменьшаться. На сегодняшний день зороастрийцы живут не только в Иране и на индийском субконтиненте, но и во многих других странах мира.
В эпоху Пехлевидов, благодаря стараниям Резы-шаха Пехлеви и его сына Мохаммеда Резы Пехлеви, в Иране возобновляется изучение истории и наследия Ахеменидов, Сасанидов и зороастрийцев. На этой волне в Иран приехало большое количество парсов – этноконфессиональной группы последователей зороастризма Индии и Пакистана. В начале они возвращались как туристы, с намерением провести в Иране небольшое количество времени, а затем остались жить на постоянной основе и жили до революции 1979 года. Последние 20 лет религиозный туризм парсов Индии, Пакистана, США и Австралии еще продолжался. Парсы приезжали в Иран с целью посещения таких священных для всех зороастрийцев мест, как Пасаргат, Персеполис, могила Рустума, а также с целью молитв в Храмах Огня Исфахана, Кермана, Шираза, Тегерана, Езда, в деревнях на окраинах Езда [1, с.51].
Зороастрийцы никогда не забывали своей культуры, и, даже находясь за пределами родины, продолжали вести заметки о жизни своих единоверцев, живущих в Иране и на Западе. [2]. Так, Джамшид Сорушьян составил словарь языка дари из слов, которые употреблялись в среде зороастрийцев на протяжении веков. Тимсер Ошидри, в свою очередь, написал краткую политическую историю зороастрийцев. Особого внимания в его книге заслуживает история зороастрийцев Тегерана XX века, в которой автор повествует об их жизни до Исламской Революции. Фариборз Шахзоди, член совета иранских храмов Северной Америки, рассматривает положение зороастрийцев Ирана и отмечает, что во время правления династии Пехлевидов зороастрийцы выделялись на фоне своих соотечественников во всех сферах социальной жизни. Автор считает, что с падением империи выдающееся время зороастрицев тоже пошло к закату [4, с.157].
Зороастризм в эпоху Ахеменидской империи (550–330 г. до н.э.) и династии Партов (247 г. до н.э.–224 н.э.) стал главной религией персидской империи. Во время правления Сасанидов (224–651 г. н.э.) зороастрийцы составляли большинство населения, а зороастризм был национальной религией [6, с. 48].
После арабских завоеваний, иранцы начали постепенно обращаться в Ислам, и к середине IXвека Ислам достиг своего максимального влияния.
В середине XX века, т.е. во время правления династии Пехлевидов, зороастрийцы Ирана получили возможность жить максимально комфортно. Они освободились от религиозного гнета. Необходимо отметить, что отношение рядовых иранцев всегда отличалось в положительную сторону. Последователи зороастризма пользовались уважением и доверием со стороны соотечественников-мусульман.
Изменения в области законодательства и признание личных прав привели к усилению личной и социальной безопасности. Кроме того, зороастрийцы получили широкий доступ к религиозному образованию, карьере, а также свободу в выполнении религиозных обязанностей и соблюдении культурных обычаев. Выражение почета и уважения правительства к доисламским религиозным традициям по социальным и политическим причинам, а также попытка объединить все религиозные группы Ирана под знаменем национализма и исторической памяти подняли самооценку иранских зороастрийцев в глазах многих жителей страны [5, с. 41]. В итоге, большинство руководящих должностей в Иране заняли представители этой религиозной группы.
В 1966 году количество зороастрийцев, проживающих в Иране, достигло 60 тысяч человек.
После утверждения режима Исламской Республики граждане Ирана, как и прежде, убеждены в преданности зороастрийцев народу, отечеству и правительству. Более того, они известны среди соотечественников своей честностью и религиозностью.
В наши дни интересы зороастрийцев Ирана в маджлисе исламского совета представлены сенатором.
В настоящее время в Иране проживает 45 тысяч представителей данной религиозно-культурной группы. Все иранские зороастрийцы, как и в прошлом, не оставляют попыток для обеспечения своего личного и общественного существования не только в Езде, где в течение веков находился основной центр их жизни, но и в Тегеране, Ширазе и Исфахане. Для этой цели в Иране функционируют религиозные и нерелигиозные организации, которые ведут свою деятельность в данной сфере. Результатом этой деятельности, по предложению сообщества тегеранских зороастрийцев и с согласия правительства Исламской Республики Иран в июне 1996 г. в Тегеране прошел международный съезд зороастрийцев.
После Исламской Революции зороастрийцы продолжали работать в своих религиозных школах в Тегеране, Кермане и Езде. Кроме того, они стали еще больше внимания уделять религиозному обучению своих детей, а также демонстрировать интерес к выполнению и проведению религиозных обрядов и предписаний, хотя эти церемонии в отличие от прошлых лет не являются уже такими торжественными. Церемонии бракосочетания и похороны сейчас проходят так же, как и в дореволюционные времена. Кроме того, зороастрийцы не пропускают проведение праздников и церемоний «благодарности» в дни Навруза, Мехреган, Саде, а также церемонии «Гахонбар». Основные храмы Огня, в частности Храм Огня «Шарифабад» все еще не потеряли своей притягательности среди верующих [3, с. 107–110]. В настоящее время представители этой этноконфессиональной группы согласно Конституции Иранской Республики признаны религиозным меньшинством. В политической жизни страны активного участия не принимают, и сосредоточились на решении культурно-образовательных проблем.
Список использованных источников
1. Asfandyar S. Gotla. A Guide to Zoroastrian Historical Places in Iran / S. Gotla Asfandyar. – Bombay, 1977. – P. 51, 55–78,81.
2. Shahzadi Bhram. A short Summary of Zarthoshti Rituals in Modern Iran / Bhram Shahzadi // Ninth North American Zoroastrian Congress, King of Prussia. – Pennsylvania, 1994.– P. 1–5.
3. Choksy J. K. Purity and Pollution in Zoroastrianism: Triumph over Evil / J. K. Choksy. – Austin, 1989.– P. 53–62, 107–110.
4. Shahzadi Fariborz S. The Zarathushti Religion: A Basic Text / Fariborz S. Shahzadi, Khojeste P. Mistree. – Hinsdale, 1998. – P. 157.
5. Hambly Gavin R. G. The Pahlavi Autocracy: Riz Shah, 1921–1941 / Gavin R. G. Hambly // The Cambridge History of Iran.– V. 7. / ed. by P. Avery, G. R. G. Hambly, C. Melville. – Cambridge, 1991. – P.41, 52–53.
6. Boyce Mary. Zoroastrians: Their Religions, Beliefs and Practices / Mary Boyce. – London, 1979, – P. 48–144.
Nashirbanov Ismail
Senior lecturer, Department of Humanities, Deputy Director of the Centre for Islamic Economics and Finance, Russian Islamic University, Kazan
THE ANCIENT ZOROASTRIANISM AND MODERN IRAN
The article is related to formation and development of Zoroastrian community in Iran, history of relationship with official government from beginning to our days. Especially, this article highlights modern being of Zoroastrian community in Iran.
Key words: Zoroastrianism, Mazdaism, Zoroastrians, Iran.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017
© Наширбанов И. К., 2017