ПАТРИОТИЗМ В МУСУЛЬМАНСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: В статье анализируются особенности трактовки понятия «патриотизм» в современной мусульманской философии.

Выпуск: №2 / 2018 (апрель — июнь)

УДК: 94(5)(045)

Автор(ы): Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Мартыненко А. В. Патриотизм в мусульманских концепциях нового и новейшего времени: постановка проблемы [Электронный ресурс] / А. В. Мартыненко // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Зародившись в VII веке, мусульманская цивилизация охватила огромный по территории регион, от Пиренеев до островов Юго-Восточной Азии, включив в орбиту своего влияния многочисленные этносы и социальные группы, самобытность которых влияла на специфику и облик ислама в разных странах. Многообразие отдельных национальных культур, основанных на исламе, не мешает говорить о наличии единого мусульманского цивилизационного фундамента, под которым подразумевается господство сформировавшихся в течении веков и единых для всех мусульман образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивой системы нравственных ценностей.

Особая прочность исламской цивилизации была обусловлена тем, что ислам стал для своих приверженцев универсальной системой, регулирующей и контролирующей практически все стороны общественной и индивидуальной жизни верующих. Свою роль сыграл и вненациональный (что принципиально важно для нашей темы) характер ислама: мусульмане всего мира причисляют себя к единому сообществу – умме. Именно поэтому, на наш взгляд, в классическом исламе не было выработано собственной стройной концепции патриотизма как таковой. Конечно, многочисленные национально-освободительные движения мусульманских народов в Средние века апеллировали к исламской традиции, но патриотизм в этих случаях носил самодостаточный и даже зачастую независимый от ислама характер. Достаточно вспомнить освободительную борьбу персов против арабского господства VIII–IX вв., которая велась под лозунгами «шуубийа», то есть «культурного национализма», апелляции к доисламскому прошлому Ирана.

Ситуация принципиально изменилась в Новое время, когда мусульманские страны подверглись мощной колониальной экспансии западноевропейских держав. В этот период ислам стал идейной основой многочисленных антиколониальных движений в афро-азиатских странах, а в рамках исламской доктрины был выработан целый ряд принципиально новых концепций, так или иначе связанных с категорией «патриотизм».

Одной из первых идеологий новой формации стал панисламизм – учение, разработанное в конце XIX века видным мусульманским просветителем и общественным деятелем Джемаль ад-Дином аль-Афгани (1839–1897 гг.) [5; 8].

Возможность противостоять экспансии колониальных держав Джемаль ад-Дин аль-Афгани видел в политическом и идеологическом объединении мусульманских держав под знаменем ислама, полагая, что достижение единства мусульман всего мира является главным условием их политической независимости. Как известно, первоначальный проект воссоздания халифата, разработанный Джемаль ад-Дином аль-Афгани, предполагал заключение конфедеративного союза Афганистана, Белуджистана, Кашгара, Ярканды, Бухары и Коканда с согласия турецкого султана и при финансовой поддержке со стороны индийских мусульман. Такая конфедерация, по его замыслу, призвана была стать ядром будущего планетарного исламского государства – дар аль-ислам. Таким образом, в рамках доктрины панисламизма национально-освободительные (по сути – патриотические) лозунги сочетались с традиционными для мусульман положениями о вненациональном, глобальном характере исламского сообщества.

Другую трактовку патриотизма предложил Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914 гг.), идеолог и лидер джадидов – просветительско-модернистского движения мусульман Российской империи конца XIX – первых десятилетий ХХ вв. [2; 4].

И. Гаспринский был одним из первых мусульманских мыслителей России, кто открыто выступил за налаживание межконфессионального диалога и сотрудничества между исламом и православием. Данное сближение, по его мнению, может поставить Россию во главе культурного возрождения мусульман всего мира. И. Гаспринский убежден в грядущем расцвете России именно как «русско-мусульманской» цивилизации. Именно в этом он усматривал перспективы процветания Российского государства и общества, равно как и основу российского патриотизма. Не случайно широкую известность получил тезис И. Гаспринского о том, что России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что нисколько не умаляет ее значения как великой христианской державы.

С 1920-х годов и особенно после Второй мировой войны в различных мусульманских странах возникают многообразные концепции «исламского национализма», неразрывно связанные с категорией «патриотизм». Формирование подобных концепций было, в первую очередь, обусловлено крушением мировой колониальной системы, достижением независимости мусульманскими государствами и, как следствие, их поисками путей самоопределения.

Ярким представителем «исламского национализма» стал выдающийся индийский философ и поэт Мухаммад Икбал Лахори (1877–1938 гг.) [1; 7]. Мухаммад Икбал представлял интересы мусульманской общины Индии и последовательно выступал за предоставление им политического суверенитета. Именно поэтому его часто называют «духовным отцом-основателем» современного государства Пакистан (правда, возникшего в 1947 году, через десятилетие после смерти Икбала). Он стремился доказать, что создание отдельного мусульманского государства на территории населенных мусульманами индийских провинций (Пенджаб, Северо-Западные Провинции, Синд и Белуджистан) отвечает интересам и Индии, и ислама. Для Индии, по его мнению, это дало бы безопасность и мир в результате баланса сил (чего в реальности не произошло – индо-пакистанские отношения и сегодня оставляют желать лучшего). Мухаммад Икбал Лахори доказывал, что для индийских мусульман это означало бы, по его мнению, развитие их традиционного права–закона, их традиционного образования, их культуры; это позволило бы привести их собственную уникальную духовность в соответствие с духом современной эпохи.

Мухаммад Икбал разработал теорию «двух наций» – индийскую модификацию мусульманского национализма. Основные идеи теории «двух наций» можно свести к следующим положениям: индийские мусульмане – подлинная нация современного типа; им необходима своя территория; им необходима консолидация в рамках этой территории; в перспективе им необходимо объединение с другими мусульманскими нациями с последующим превращением всего человечества в мировую мусульманскую общину – умму.

Поэтому Мухаммад Икбал Лахори придавал большое значение понятию «нация», утверждая, что ее основу составляют не общий язык, территория или экономические интересы, а общность мировоззренческих установок и религиозных традиций. Икбал пояснял, что, с точки зрения ислама, нация не является высшей формой политического развития, поскольку единые принципы исламского закона зиждятся на человеческой природе, а не на особенностях отдельного народа. Таким образом, делает вывод Икбал, внутренняя сплоченность мусульманской нации будет заключаться не в этнической, географической, языковой или социальной однородности, а в общности религиозного и политического идеала или в психологическом факторе единомыслия. Таким образом, Мухаммад Икбал Лахори выступал против узкого национализма, разделявшего мусульманские народы, проводя четкое разграничение между исламом и национализмом, как бы регулируя их отношения, выражаясь образно, «взаимные обязанности».

Кроме того, Мухаммад Икбал практически отождествляет понятия «национализм» и «патриотизм», заявляя, что национализм в смысле любви к своей родине и даже в смысле готовности умереть за ее достоинство является составной частью мусульманской религии и приходит в противоречие с исламом только тогда, когда он начинает играть роль политической концепции и претендовать на роль принципа общечеловеческой солидарности, требуя, чтобы ислам отступил на задний план как частное убеждение и перестал быть жизненно важным фактором национальной жизни.

Свою трактовку патриотизма разработало и такое влиятельное направление современного ислама, как исламское возрожденчество, более известное под названием фундаментализма. Типичным в этом отношении является доктрина «Братьев-мусульман», религиозно-политической организации, которая начала свою деятельность в Исмаилии (Египет) с маленького кружка, основанного школьным учителем, шейхом Хасаном аль-Банной (1906–1946/49 гг.) в марте 1928 г. (по другим данным, в начале 1929 г.) [3; 6]. Эта организация выступила как радикальная оппозиция вконец тогда дискредитировавшей себя египетской монархии, опиралась на бедные, но достаточно образованные городские слои: интеллигенцию, торговцев и ремесленников, учащихся школ и студентов, младших офицеров, отдельных представителей мусульманского духовенства.

Хасан аль-Банна видел задачи своего движения в защите ислама и мусульман от секуляризации и атеизма, от морального разложения под развращающим влиянием современности. Продолжая, в некотором роде, идеи Джемаля ад-Дина аль-Афгани, Хасан аль-Банна рассматривал как одну из главных целей политическое объединение исламского мира в единое целое, используя термин «аль-ватан аль-вуска» («исламская родина»). В этом смысле он был последовательным противником арабского национализма, выдвигавшего концепцию «арабской родины» («аль-ватан аль-араби»). Именно поэтому впоследствии «Братья-мусульмане» повели ожесточенную и кровавую борьбу с режимом Гамаль Абдель Насера, несмотря на союзные отношения со «Свободными офицерами» в период антимонархической борьбы начала 1950-х гг.

В то же время Хасан аль-Банна не отвергал патриотизм (каумийа) как идеологию начального периода борьбы мусульман за общемусульманские цели. С его точки зрения, «патриотизм славы» («каумийат аль-маджд»), основанный на приверженности своему историческому прошлому, и «патриотизм беззаветной преданности организации» – «каумийат ат-танзим» – являются безусловно полезными «исламскому патриотизму» («каумийат аль-ислам»). Исламский патриотизм, по мнению Хасана аль-Банны, – это единственная позитивная форма национализма, поскольку она основана на священных законах и нормах шариата. Родина для Хасана аль-Банны – это любая пядь земли, где мусульманин произносит шахаду. Важное значение он придавал и обретению арабского единства как важному условию восстановления славы ислама.

Таким образом, в XIX–XX столетиях в социокультурных рамках мусульманской цивилизации были выработаны разнообразные концепции, так или иначе затрагивающие понятие «патриотизм». Мусульманская интеллектуальная элита (как модернистского, так и возрожденческого направления) предложила самые разнообразные трактовки патриотизма, от служения своей стране и своему народу (И. Гаспринский, Мухаммад Икбал Лахори) до служения некоей единой «мусульманской родине», то есть, по сути, мировой общине мусульман (Джемаль ад-Дин аль-Афгани, Хасан аль-Банна).

В заключение данного небольшого обзора хотелось бы отметить, что в современном российском обществе неотъемлемой частью патриотического воспитания является воспитание уважения к религиозным традициям народов нашей страны, в том числе народов, исповедующих ислам.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Аникеев Н. П. Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал. М.: Знание, 1959. 32 с.
  2. Байрамов Э. З. Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гаспринский. М.: Эксилибрис-Пресс, 2001. 135 с.
  3. Борисов А. Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (ХХ век). М.: Наука, 1991. 215 с.
  4. Гаспринский И. Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания Исмаила Гаспринского. Бахчисарай, 1896. 20 с.
  5. Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX–начало ХХ вв.). М.: Наука, 1989. 203 с.
  6. Мартыненко А. В. Исламское богословие ХХ века в полемике с западной культурой // Философия и актуальные проблемы образования: сб. ст. – Кострома: Изд-во Костромского гос. тех. ун-та, 2013. С. 55–59.
  7. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: Восточная литература, 2002. 200 с.
  8. Черновская В. В. Формирование египетской интеллигенции в XIX– первой половине ХХ в. М.: Наука, 1979. 162 с.

 


 

Martynenko Alexander

Doctor of History, Professor, Department of Russian and Foreign History and Methods of Teaching, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk

 

PATRIOTISM IN THE MUSLIM CONCEPTS OF NEW AND LATEST TIME: PROBLEM STATEMENT

 

The article analyzes the peculiarities of the interpretation of the «patriotism» concept in modern Muslim philosophy.

  

Key words: Islam, modernism, patriotism, fundamentalism.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Мартыненко А. В., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *