К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация: В статье анализируются особенности преподавания учебной дисциплины «Основы исламской культуры» в российских школах, в том числе на материалах Республики Мордовия.

Выпуск: №2 / 2017 (октябрь — декабрь)

УДК: 37.016:297(045)

Автор(ы): Лёвина Надежда Алексеевна
магистрант, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Левина Н. А. К вопросу о преподавании "Основ мусульманской культуры: федеральный и региональный опыт" [Электронный ресурс] / Н. А. Левина, А. В. Мартыненко // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

 

В основе культуры любой страны и любого народа лежат религиозные традиции. Один из показательных примеров в этом отношении представляет собой Российская Федерация с ее ярко выраженным полиэтничным и поликонфессиональным характером, закрепленным в Основном законе нашего государства.

При разнообразии и даже некоей пестроте конфессионального ландшафта современной России, очевидным является преобладающее влияние двух традиционных для нашей страны религий – православного христианства и ислама суннитского толка.

Россия на протяжении столетий формировалась как государство, в котором соседствовали многие конфессии, церкви и религиозные общины. Однако особую роль в истории нашего Отечества сыграли две религии.

Во-первых, это православное христианство. Русская культура от Андрея Рублева до Достоевского формировалась под мощным влиянием православных традиций. Русская православная церковь веками создавала идеологический фундамент для российской государственности, а в настоящее время постепенно восстанавливает позиции, утраченные в не столь давние десятилетия атеистических гонений.

Во-вторых, это ислам, с которым связали свою историческую судьбу многие народы России – татары, башкиры, народности Северного Кавказа.

Православное христианство и ислам суннитского толка по праву считаются традиционными религиями России, поскольку исповедуются большинством населяющих ее народов на протяжении столетий.

В современном российском социуме Русская православная церковь и российские мусульмане ведут большую, зачастую – совместную работу по преодолению всех видов ксенофобии,  национальной и социальной нетерпимости,  сектантского и политического экстремизма.

Во многом именно поэтому преподавание основ религиозной культуры (правильнее сказать – религиозных культур) и, шире, истории религии (здесь также более уместно множественное число – «религий») является, безусловно, актуальной задачей, несущей в себе большой воспитательный потенциал.

По глубокому убеждению авторов данной статьи, для российской школы вопрос: «Нужно ли преподавать ислам?» является риторическим. Конечно, преподавать ислам необходимо! Не менее риторическим, по большому счету, нам представляется и вопрос: «Зачем изучать ислам в школе?». Ответ на этот вопрос дает сам исламский мир. Мир огромный и многоликий. Мир, насчитывающий многовековую историю и в то же время представляющий собой одну из самых влиятельных сил в геополитических реалиях дня сегодняшнего. Мир, создавший уникальную по своему богатству и интеллектуальной утонченности культуру. Мир, в котором были, есть и, по-видимому, будут острые внутренние противоречия, приводящие на протяжении всей его истории к затяжным и разрушительным конфликтам. Наконец, мир, неразрывно связанный со значительной частью российского общества в лице многих народов нашего многонационального государства, традиционно исповедующих ислам.

Таким образом, совершенно очевидно, что для подрастающего поколения совершенно необходимо ориентироваться в особенностях цивилизации, сыгравшей и продолжающей играть столь важную роль в истории и культуре человечества.

В начале 2010-х гг. в четвертых и пятых классах школах Российской Федерации поэтапно была введена новая учебная дисциплина – «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее по тексту также ОРКСЭ). В основе преподавания данного предмета лежит модульный принцип, который предполагает выбор родителями изучения их детьми той или иной религиозной культуры (или, как альтернативы, некоей светской этики). В частности один из модулей – «Основы исламской культуры» – посвящен доктринальным, культурным и бытовым традициям ислама, в том числе и прежде всего ислама российского [1, c. 5].

По своей структуре и по своему содержанию ОРКСЭ представляет собой единую, комплексную учебно-воспитательную систему. Все его модули, включая «Основы исламской культуры» согласуются, образно говоря – «перекликаются» между собой по своим педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Достижение же данных задач призван обеспечить, собственно, сам образовательный процесс в границах рассматриваемой учебной дисциплины, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы [1, c. 5–6].

Учебная дисциплина ОРКСЭ (в том числе ее модуль «Основы исламской культуры») является культурологической и направлена на формирование у школьников десяти- и одиннадцатилетнего возраста представлений об этических и эстетических ценностях религий, в нашем случае – ислама. При этом необходимо учитывать, что речь идет о ценностях, лежащих в основе религиозных традиций нашей страны, в частности – традиций многочисленных мусульманских народов России.

Безусловно, преподавание знаний об основах исламской культуры в рамках ОРКСЭ играет важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся, а также, что еще важнее, в воспитательном процессе формирования российского гражданина, соблюдающего Конституцию и законы страны, уважающего ее культурные традиции, в конце концов – просто порядочного, честного и достойного человека. К тому же данный курс направлен на формирование людей, восприимчивых к культурным ценностям «иных», к межкультурному и межнациональному диалогу во имя социального сплочения.

Важной целью учебного модуля ОРКСЭ «Основы исламской культуры» является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, которое базируется на знании и уважении культурных и религиозных традиций современного российского социума – столь же полиэтничного, сколь и поликонфессионального.

В качестве основных задач учебного модуля ОРКСЭ «Основы исламской культуры» необходимо выделить следующие [1, c. 3]:

— во-первых, ознакомление младших школьников с основами мусульманской культуры во всем ее многообразии;

— во-вторых, развитие представлений младшего школьника о значении этических норм и эстетических ценностей для достойной жизни каждой отдельной личности, каждой отдельной семьи, всего социума в целом;

— в-третьих, комплексное обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, которые ученики получают в начальной школе. Данная задача также связана с формированием у детей ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, которые, в свою очередь, призваны обеспечить целостное восприятие истории и культуры Отечества при изучении дисциплин гуманитарной направленности на ступени основной школы;

— в-четвертых, развитие у младших школьников способностей к общению в полиэтнической и поликонфессиональной социокультурной среде на основе взаимного уважения и диалога. Важность такого диалога трудно переоценить, поскольку он, в конечном счете, является едва ли не главным условием поддержания социального мира и согласия в сегодняшней России.

Освоение учащимися содержания модуля ОРКСЭ «Основы исламской культуры» должно обеспечить, прежде всего, понимание значения нравственности как таковой, морально ответственного поведения в жизни человека и социума. Важно также сформировать уважительное отношение ребенка к разным духовным традициям страны. В ходе изучения рассматриваемого школьного курса дети знакомятся с такими непреходящими ценностями, как Родина, нравственность, долг, милосердие, миролюбие. Таким образом, происходит укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей [1, c. 77].

Добавим, что в Республике Мордовии есть уникальный опыт дополнительного преподавания «Основ исламской культуры» в 8 классе, на основе учебника [3] и учебного пособия [2], разработанных доктором исторических наук, профессором Мордовского государственного педагогического института А. В. Мартыненко, одним из авторов данной статьи.

Без преувеличения, на сегодняшний день «мордовский опыт» с параллельным введением в школах изучения православия («Основы православной культуры» в школах республики преподаются в 7 классе) и ислама является  уникальным и, на наш взгляд, весьма перспективным в свете острых дискуссий, развернувшихся в российском обществе вокруг преподавания в средней школе основ православного христианства. Данный опыт представляет собой, по сути, не что иное, как наиболее компромиссный выход из сложившейся конфликтной ситуации.

По своей структуре школьный учебник «Основы исламской культуры» состоит из девяти частей (сам школьный курс рассчитан на 17 уроков). В первых трех главах излагаются базовые сведения об исламе: жизнь и деятельность пророка Мухаммада (первая глава); Коран, Сунна, шариат (вторая глава); пять столпов ислама – основа мусульманского вероучения и образа жизни (третья глава). Здесь же дается объяснение такому принципиально важному в исламе понятию, как «джихад» (буквально – «усердие», «старание»), которое часто понимается весьма упрощенно как «священная война за веру», хотя на самом деле главным содержанием джихада является личное нравственное самосовершенствование мусульманина. Отдельная, четвертая глава учебного пособия посвящена мусульманскому духовенству, мечети, главным религиозным праздникам ислама. Далее идет раздел по основным направлениям ислама (суннитам, шиитам, хариджитам), история зарождения и формирования которых была неразрывно связана с Арабским Халифатом – первым государством мусульман, на базе которого сложилась классическая исламская цивилизация. В шестой главе учебного пособия более подробно рассматриваются особенности мусульманского права. Седьмая–восьмая главы посвящены выдающимся представителям исламской культуры Средних веков, Нового и Новейшего времени – ученым, философам, поэтам, просветителям. В завершающей, девятой главе учебного пособия говорится об исторических судьбах ислама в России, в том числе о возрождении исламских традиций в Республике Мордовия на современном этапе. Помимо основного содержания, в учебнике немало дополнительного материала, помещенного в разделы «Это интересно» и «Тексты для работы на уроке».

В целом, эффективность освоения данной учебной дисциплины напрямую зависит от реализации требований к личностным результатам. Речь здесь идет, прежде всего, о формировании основ общероссийской гражданской идентичности, неотъемлемой чертой которой является чувство гордости за свою страну. В то же время речь также идет о формировании представления о своей стране как едином целом при многообразии ее культур, населяющих ее этносов. Поднимаемые на уроках по основам исламской культуры нравственные проблемы развивают у детей самостоятельную и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о моральных нормах, социальной справедливости, свободе. У ребенка развиваются этические чувства, которые становятся регуляторами морального поведения. Изучение исламской (как и других религий) культуры в школе воспитывает в детях доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание, в целом – развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Кроме того, на уроках по основам исламской культуры развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и психологических ситуациях, а также умение не создавать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций.

Как любая учебная дисциплина гуманитарной направленности, модуль ОРКСЭ «Основы исламской культуры» формирует мотивацию к труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4–5 классы : учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010. 80 с.

 

2. Мартыненко, А. В. История религий Востока и традиции исламской культуры в мордовском крае : учеб. пособие. Саранск : Изд. центр Историко-социологического института Мордов. ун-та, 2014. 208 с.

 

3. Мартыненко, А. В. Основы исламской культуры : учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Саранск : Изд. центр Историко-социологического ин-та Мордов. ун-та, 2006.116 с.

 

 


 

Lyovina Nadezda

master, Department of Russian and foreign history and teaching methods, Federal state budget educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

Martynenko Alexander

Doctor of History, Professor, Department of Russian and foreign history and teaching methods, Federal state budget educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

arkanaddin@mail.ru

 

TO THE QUESTION OF TEACHING «BASIS OF ISLAMIC CULTURE»: FEDERAL AND REGIONAL EXPERIENCE

 

The article analyses the teaching features of the discipline «Basis of Islamic Culture» in Russian schools, including the materials of the Republic of Mordovia.

 

Keywords: « Basis of Islamic Culture», school, religion, patriotism.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Лёвина Н. А., 2017

© Мартыненко А. В., 2017

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *