ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО СЛУЖИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ»

Аннотация: В данной статье анализируется профессия религиозного деятеля через призму «помогающих профессий». Деятельность религиозного служителя рассматривается как просоциальная активность, эффективность которой зависит от таких профессионально-важных качеств как рефлексия и эмпатия.

Выпуск: №1 / 2017 (июль — сентябрь)

УДК: 297.17

Автор(ы): Седанкина Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российского исламского института, Казань

Билялов Ваид Решатович
Председатель мусульманских общин Первомайского района Республики Крым; магистрант направления Теология Российского исламского института

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2017. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Профессиональная деятельность религиозного служителя связана в первую очередь с коммуникативными навыками, проявляющимися в общении с прихожанами. Оно заключается не только в восприятии и передаче информации, но также, с одной стороны,  в осознании того, как воспринята его речь слушающими и насколько она осознана, и с другой стороны, осознание самим духовным лицом чаяний и душевных устремлений прихожан. Как отмечает Р.К. Адыгамов, «с одной стороны он, познав сладость веры, ощущает потребность поделится этим блаженством с остальными. С другой стороны, проявляя сочувствие и осознавая пагубность неверия, желает избавить от него других людей» [1, с.15]. Читая проповедь или общаясь с прихожанами на духовные темы, религиозный служитель стремится принести пользу душе человека, осознавая ответственность, налагаемую на него свыше, тем самым осуществляя просоциальную активность в рамках своей профессиональной деятельности.

По определению Я. Рейковского, «просоциальная активность – это действия, направленные на сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [2, с.15]. Данное понятие получило дальнейшее развитие в монографии В.В. Болучевской [3], предназначенной для специалистов помогающих профессий, а также в диссертации В.Н.Чайкина [4], где упомянута когорта исследователей данного понятия (Э. Арансон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг). В результате изучения вышеперечисленных работ мы пришли к выводу, что в своем самом общем понимании профессиональная деятельность религиозного служителя, напрямую являясь помогающей профессией, включает в себя просоциальную активность, заключающуюся в действиях, совершаемых с целью принесения духовной пользы другому человеку. Ярким примером ведения просоциальной активности по праву можно считать проповедническую деятельность пророков. Читаем в Коране: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден. (Коран, 9:128) [5].

Повышенная моральная ответственность является одним из главных условий деятельности в помогающих профессиях, а в данном случае в деятельности служителя религиозного культа. Религиозный деятель в полной мере ощущает на себе этические и моральные требования, осознавая огромную моральную ответственность, являющуюся следствием возложенной на него особой роли, как последователя миссии Пророков. Религиозная деятельность предполагает максимальное включение внутреннего контроля над собой, а также над своей профессиональной деятельностью, заключающейся в адекватном представлении о ее предмете, методах и средствах.

Предметом деятельности религиозного служителя является религиозная культура, нравственность и вера, проявляющаяся в определенных действиях, носителем которой является общество или отдельный человек, личность. По классификации Е. А. Климова, деятельность проповедника можно отнести к типу профессий «человек-человек». Средства профессиональной деятельности проповедника, как и в большинстве профессий типа «человек-человек», имеют преимущественно внутренний, функциональный характер [6, с.149]. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности. Что качается деятельности служителя религиозного культа, то здесь вновь примером является пророк Мухаммад, о чем читаем в Коране: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммед] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах…» (Коран, 3:159).

Следующим важным условием в осуществлении профессиональной деятельности служителя религиозного культа является достаточный уровень рефлексии – способности, позволяющей человеку понять, осознать, услышать, почувствовать самого себя, свою профессиональную деятельность. С латинского «рефлексия» дословно переводится как «обращение назад» или «отражение». Рефлексия – это первая необходимая способность для человека, желающего стать профессиональным служителем религиозного культа, это одно из важнейших профессиональных качеств. Рефлексия рассматривается как механизм профессионального развития и понимается И. Г. Бессоновой как «активная исследовательская позиция… по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту с целью конструктивного преобразования профессиональной деятель­ности … самосовершенствования, процесс познания … себя как профессионала, свое­го внутреннего мира, анализ собственных профессионально-личностных знаний, по­ведения и переживаний в связи с профессио­нальной деятельностью, осознание того, как его воспринимают и оценивают другие» [7, с.4]. Отмечается, что рефлексия предохраняет личность от профессиональной деформации. С точки зрения исследователей, именно познание себя, своей личности, своих профессионально значимых способностей и качеств может подвести специалиста к эффек­тивному выполнению профессиональной деятельности. Для качественного выполнения своей профессиональной деятельности проповеднику необходимо воспитать в себе «внутреннего наблюдателя», функцией которой является единственно рефлексия, то есть способность видеть, чувствовать, отражать события, происходящие как во внешнем мире, так и во внутреннем. Рефлексия является необходимой основой для другого, не менее важного качества проповедника –  эмпатии.

Эмпатия – это не только умение поставить себя на место другого человека, но также способность к параллельному переживанию эмоций, возникающих у другого человека в ходе общения с ним. Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. В философии и психологии понятие «эмпатия» подразумевает значение, близкое сочувствию, состраданию – отзывчивость на эмоции другого человека, разделение их. В теориях гуманистической психологии К. Роджерса и психологии самости Х. Кохута эмпатия понимается как «процесс, ориентированный на понимание и реагирование на внутренний мир другого человека с точки зрения его собственной системы координат, базирующийся на сопереживании, предельной целью которого является развитие личности другого человека» [8, с.7]. Эмпатия, способствуя сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Эмпатия напрямую связана с моральным развитием общества, условиями «общежития» людей, мотивацией помощи и преобладанием альтруизма над эгоизмом.

Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха в видах деятельности, требующих вживания в мир партнера по общению, в том числе в профессиональной деятельности служителя религии. Прекрасным примером проявления эмпатии и рефлексии является проповедническая практика  пророка Мухаммеда. Так например, замечая прегрешения своих сподвижников, Пророк Мухаммед связывал их проступки с собой и, исправляя эти проступки, начинал словами: «Что происходит со мной, что я вижу вас такими…».

Многие предписания религии способствуют развитию эмпатии и рефлексии. Так, пост, являющийся для мусульман обязательным ежегодным воздержанием от еды и питья в дневное время в течение месяца, побуждает к физическому прочувствованную того, что ощущает нищий человек «дабы сытый голодного разумел», а это в свою очередь способствует развитию милосердия в людях. Согласно одному из хадисов, Айша рассказывала: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ел досыта в течение трех дней подряд. Если бы он пожелал, то ел бы достаточно. Но он предпочитал кормить бедных, оставаясь (при этом) голодным» [9]. Пророк Мухаммед и своим последователям рекомендовал проявлять осознанную сдержанность, тем самым развивая в себе качества чувствования других людей, т.е. эмпатию и рефлексию. Приведем несколько цитат их сборников хадисов: «Верующие  подобны единому телу в  любви, жалости и сострадании; когда болит один орган, боль охватывает все тело». «Кто лишен учтивости — лишен добродетели». «Кто не сострадает – не получит сострадания». «Не является верующим (не обладает полной, совершенной верой) тот, кто ложится спать сытым, в то время как его сосед остается голодным». Одним из ярких примеров высокого чувства сострадания к людям и альтруизма проявляется в лице первого Халифа Абу Бакра, который забыв о своих нуждах и искренне переживая за все человечество, обращается к Всевышнему с молитвами: «О Господь! Увеличь мое тело в аду так, чтобы там не осталось места других рабов Твоих!».

Таким образом, в современных условиях жизни, когда у большинства людей чувство эгоизма и индивидуализма преобладает над чувствами сострадания и милосердия, особая миссия возложена на помогающие профессии, одной из которых является деятельность религиозных служителей, проповедующих чувства братства и любви, помогающих обрести человеку верное направление пути, побуждающих к помочи слабым, сиротам и немощным. Однако следует подчеркнуть, что религиозный деятель помимо эффективного выполнения своих обязанностей, должен обладать таким профессионально-важными качествами как:

  • рефлексия, которая является механизмом профессионального развития, и проявляется в способности обращения своего взора на себя, осознания, прочувствования самого себя, своей профессиональной деятельности, умение видеть себя глазами других людей, воспринимать свою проповедь умами прихожан [9, с.372];
  • эмпатия, которая является механизмом сбалансированности межличностных отношений, фактором успеха вживания во внутренний мир другого человека, заключающимся в проникновении в чувства и эмоции прихожан, отзывчивости и их разделении;
  • моральная ответственность, осознаваемая религиозным деятелем как налагаемая свыше, являющаяся следствием возложенной на него особой роли, как последователя миссии Пророков.
  • способность к осуществлению просоциальной активности в рамках своей профессиональной деятельности, заключающейся в действиях, совершаемых с целью принесения духовной помощи другому человеку.

 

  

Список использованных источников

 

  1. Адыгамов Р. К. Основы проповеди и обязанности имама: Учебное пособие / Р. К.Адыгамов. – Наб. Челны : ООО «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. – С.15.
  2. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. унта. – Сер.14. – 1981. – № 1. – С. 14–22.
  3. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. – Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. – С.14
  4. Чайкин В. Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации: автореферат. дис. … канд. соц. н. – Нижний Новгород, 2011. – 24 с.
  5. Османов М.-Н. О. Коран. Перевод с арабского и комментарий / М.-Н. О. Османов. – СПб. : Диля, 2016. – 576 с.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
  7. Бессонова И. Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Г. Бессонова.– Сургут, 2007. – 25 с.
  8. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «Эмпатия» в психологии: дисс. … канд. псих. наук / Е. Д. Карягина. – Москва, 2013. – С.149.
  9. Сборник хадисов Имам Ал-Бухари. Ал-Адаб ал-муфрад. – М.; СПб. : Диля, 2009. – 452 с.
  10. Седанкина Т. Е. Особенности рефлексии мусульманских религиозных деятелей: количественно-качественные измерения / Т. Е. Седанкина // Вестник экономики, права и социологии.– 2016.– № 1. – С.371–374

 


 

Sedankina Tatyana

Doctor of  pedagogics, Head of Department Humanitarian Disciplines, Russian Islamic Institute, Kazan

 

Bilyalov Vaid

Chairman of Muslim communities in Pervomaisky district of the Republic of Crimea; master student of Direction Theology, Russian Islamic Institute

  

ACTIVITIES OF THE RELIGIOUS SERVICE THROUGH THE PRISM OF «ASSISTING PROFESSIONS»

 

This article analyses the profession of a religious leader through the prism of the «assisting professions». The activities of the religious ministrant is considered as a prosocial activity.  Its effectiveness depends on such professionally important qualities as reflection and empathy.

 

Key words: empathy, reflection, assisting professions, prosocial activity, religious ministrant, preacher.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Седанкина Т. Е., 2017

© Билялов В. Р., 2017

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *