НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация: Данная статья исследует то, как современные корпоративные финансы могут быть представлены с Исламских позиций. Известно, что выбор организационно-правовой формы влияет на риск и потенциал возврата денег и, следовательно, на стоимость бизнеса. Во многом европейские формы организации бизнеса похожи на классические исламские, такие как мудараба, мушарака или их комбинации.
В статье предлагается краткое объяснение сущности корпораций, роли финансовых менеджеров в процессе принятия финансовых решений.
Автор проводит сравнение деятельности бизнес-структур различной организационной формы с точки зрения: (1) подверженности персональных активов рискам от долевого участия в предприятии; (2) стоимости организации и обслуживания; (3) возможного срока жизни каждой формы бизнес-организации; (4) относительной легкости привлечения капитала на финансовых рынках.

Выпуск: №4 / 2018 (октябрь — декабрь)

УДК: 338.24

Автор(ы): Мингатин Марат Габделахатович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра исламской экономики и управления, Российский исламский институт, г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Мингатин М. Г. Необходимые условия, предпосылки для развития исламских финансов: история и современность [Электронный ресурс] / М. Г. Мингатин // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 4. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Ряд кризисов международной финансовой системы за последние два десятилетия привел к поиску новой ее архитектуры. Главной особенностью прежней финансовой системы, которая до сих пор уделялось большое внимание на международных форумах, является улучшение корпоративного управления, усиленное юридическое регулирование и надзор [2]. Они, безусловно, помогают повышению финансовой надежности и стабильности, но этого уже недостаточно. Необходимо внедрить строгую дисциплину в финансовую систему для обеспечения того, чтобы расширение кредита не было несоразмерным с реальной экономикой, и лишать кредита в случае его использования для непроизводительных и спекулятивных целей. Исламская финансовая система ориентирована на такую дисциплину. Этому способствуют: способы финансирования PLS (прибыль – убыток); справедливое их распределение; меньшая зависимость от кредита. Кредит также должен быть привязан к покупке и продаже реальных товаров и услуг в рамках исламских способов финансирования (мурабаха, иджара, салам, и истисна), в которых финансист также несет некоторый риск, за что получает вознаграждение [1, с.1].

За последние 25 лет во всем мире было создано большое количество исламских банков. Однако, они находятся на начальном этапе эволюции. Несмотря на быстрые темпы роста, им удалось закрепиться лишь в небольшой нише финансового сектора мусульманских стран, не говоря уже о международных финансах. Более того, они до сих пор находятся в гораздо большей зависимости от способов финансирования, основанных на формировании долга, хотя режим финансирования PLS (прибыль – убыток) составляет реальное ядро исламской финансовой системы.

Таким образом, есть большой потенциал для расширения и совершенствования, позволяющий этим банкам успешно реагировать на все проблемы, с которыми они сталкиваются. Одной из важнейших проблем в этой системе является доверие людей. Если только банки смогут завоевать доверие своих клиентов, они выполнят свои главные задачи в мобилизации депозитов, поощрении инвестиций, расширении возможностей трудоустройства, помощи правительству по финансированию проектов, связанных с развитием экономики. Все это является насущными потребностями мусульманского мира в настоящее время.

Это связано с тем, что исламские финансовые системы должны учитывать то, что им необходимо оправдать надежды лиц, предоставляющих средства. Депоненты не будут вносить свои средства в банки до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность не только депозитов, но также не будет получен удовлетворительный доход или услуги или не смогут снять свои депозиты, когда они им понадобятся. Банки также не будут предоставлять эти средства пользователям, если они не будут уверены в возврате денег с конкурентоспособной нормой прибыли [3]. Для обеспечения выполнения этих ожиданий, а также надежности и стабильности финансовой системы, в исламской финансовой системе придается большое значение совершенствованию корпоративного управления, которое сейчас подчеркивается на всех международных финансовых форумах.

Это заставляет нас вернуться к истории расцвета мусульманской цивилизации, чтобы увидеть факторы, которые позволяли менялам выполнять ожидания людей и хорошо работать в рамках возможностей тогдашней технологической среды, большинство функций, которой сейчас выполняют современные банки [1, с. 2]. Перевод средств осуществлялся без их физического присутствия на месте, тем самым обеспечивались не только их безопасность, но и успешное функционирование платежной системы. Менялы обналичивали чеки и выдавали простые и не аккредитованные аккредитивы. Они также выполняли решающую задачу финансового посредничества, мобилизуя средства от вкладчиков и предоставляя их производителям и торговцам в первую очередь на основе мурабаха и мушарака [1, с. 3]. Посредством этого финансировалось сельское хозяйство, производство и международная торговля, что способствовало экономическому развитию. Они также помогали друг другу преодолевать нехватку ликвидности на основе соглашения о взаимной помощи, которое затем называлось ибдага или бидага [1, с. 4].

Все функции, которые выполнялись финансистами прошлого, требовали полной уверенности всех участников друг в друге. Это давало возможность обеспечивать уверенное развитие мусульманского мира в разное время. Вопрос заключается в поддержке, которую система получила от благоприятной среды.

Во-первых, рыночный механизм побудил всех участников рынка выполнять свою работу честно и эффективно в своих собственных долгосрочных личных интересах. Это еще больше усиливалось исламскими ценностями, которыми дорожили участники рынка. Тогдашняя религиозная среда помогала укреплению этих ценностей.

Во-вторых, менялы действовали в сообществах, которые были намного меньше тех, в которых работают современные банки. Соответственно, вкладчики, пользователи средств и менялы были хорошо известны друг другу. Это создало среду взаимного доверия, которая страховала соблюдение исламских ценностей и уменьшала вероятность того, что кто-то совершит мошенничество и уйдет безнаказанным.

В-третьих, эта уверенность разных участников рынка друг в друге еще более укреплялась в условиях взаимного сотрудничества, существовавшего между ними из-за племенных связей, их членства в гильдиях, братствах и суфийских орденах. Некоторые из них одновременно действовали как торговцы, так и агенты, тем самым увеличивая взаимную зависимость. Такая зависимость и сотрудничество создали то, что Ибн Халдун называет «абией» или «социальной солидарностью» [11]. Это гарантировало честность и справедливость во взаимных отношениях и, в свою очередь, порождало уверенность в системе. Любой, кто пытался обмануть или неоправданно откладывал оплату по долгам, подвергался остракизму. Вся община воздерживалась от ведения бизнеса с виновной стороной. Это действовало как неофициальный механизм принудительного исполнения контрактов и служило сдерживающим фактором для обмана и мошенничества. Возникший таким образом климат доверия создал «моральное сообщество», которое расширяло географические и языковые барьеры и способствовало потокам товаров и финансового капитала. Эта система взаимного сотрудничества была основана не на «случае или случайной услуге», а скорее на признанной коммерческой практике, которая набирает обороты в партнерстве (мурабаха и мушарака) на том же уровне, что и депозит, залог и подобные контракты [12].

В-четвертых, экономическая среда также была менее сложной. В экономических переменных, особенно ценах и обменных курсах, по-видимому, было меньше волатильности по сравнению с нашим временем.

В-пятых, менялы были индивидуальными собственниками или партнерскими фирмами, и разделение собственности и контроля не было для них проблемой. Интересы самих собственников, а также пользователей средств связаны взаимным доверием и доверием к системе, которая поддерживалась моральными ценностями и духом сотрудничества. Мурабаха и мушарака были основными методами мобилизации финансовых ресурсов и объединения их с предпринимательскими и управленческими навыками в целях поддержки ремесел и расширения междугородной торговли. Они принесли в распоряжение торговли и промышленности «весь резерв» денег средневекового исламского мира и служили средством финансирования и в какой-то мере гарантировали успех коммерческого предприятия.

В-шестых, юридические инструменты, необходимые для широкого использования финансирования через мурабаха и мушарака, также были доступны в самый ранний исламский период. Эти формы упоминаются в ранних исламских юридических источниках. Использование этих инструментов уже в развитой форме соответствовало требованием Корана, чтобы все кредитные операции совершались в письменной форме в присутствии свидетелей (Коран, сура 2, 282 аят). Таким образом, письменные обязательства стали важной особенностью финансового посредничества.

Последнее, но не в последнюю очередь, что помогло дальнейшему развитию, – это сила и независимость судебной системы. Суды гарантировали добросовестное соблюдение контрактов и соглашений. Кроме того, можно было получить справедливое решение проблемы с точки зрения затрат времени и денег. Институт «казы» (судья) оказался одним из самых строгих институтов, созданных исламским обществом. Казы (судьи) вместе с «уляма» (религиозные ученые), «сыграли важную роль в поддержании исламской цивилизации, а во времена беспорядка они стали элементом стабильности» [6].

Таким образом, затраты на обеспечение исполнения контрактов были низкими и система работала эффективно. Это способствовало развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства, которые для того периода достигли оптимального уровня. Торговля расширилась из Марокко и Испании на Западе в Индию и Китай на Востоке, в Центральной Азии на Севере и в Африке на Юге. Это четко обозначено не только имеющимися историческими документами, но и мусульманскими монетами седьмого – одиннадцатого веков, которые были найдены в отдаленных частях от тогдашнего мусульманского мира, в том числе в России, Финляндии, Швеции, Норвегии, на Британских островах и в Исландии [1, с. 5].

Возникает вопрос, сможет ли возрожденная исламская финансовая система успешно работать в современном мире, когда благоприятная среда, существующая в классическом периоде, уже не существует. Банки работают в относительно больших сообществах, где все заинтересованные стороны (акционеры, вкладчики, директора, менеджеры и пользователи средств) не всегда знают друг друга хорошо [4]. В условиях анонимности, которая сейчас преобладает, вкладчики могут неохотно вкладывать свои сбережения в банки, а банки также могут неохотно предоставлять финансирование пользователям на основе PLS (прибыль – убыток), если не создается атмосфера доверия между различными участниками на финансовом рынке. Поэтому важный вопрос, который необходимо решить, заключается в том, как воссоздать такую атмосферу доверия. Без эффективного решения этого вопроса исламская финансовая система, возможно, не сможет продолжить свое расширение со скоростью, необходимой для создания себе соответствующей ниши в финансовой системе. И даже если такое произойдет, это может быть основано на продолжении большей зависимости от способов финансирования, основанных на кредите, на основе продажи денег, которые не дают возможность исламским финансам достигнуть своего развития. Необходимо создать новую среду, совместимую с современными условиями, чтобы минимизировать риски и создать атмосферу доверия всем участникам исламского финансового рынка.

Однако риски не являются особенностью только исламской финансовой системы. Они присутствуют во всех финансовых системах – риски, связанные с фидуциарными деньгами, колебаниями процентных ставок и обменного курса, дефолтами по кредитам, эксплуатационными сбоями, стихийными бедствиями и рядом других человеческих, управленческих и экологических факторов. Исламская финансовая система одинаково подвержена всем этим рискам. Единственный риск, который добавляется в исламскую финансовую систему, – это тот, который возникает в результате внедрения PLS (прибыль – убыток) [8].

Должны ли исламские финансовые учреждения принять этот дополнительный риск? Ответ должен быть «да» по двум основным причинам. Во-первых, существует моральный императив избегать получения и выплаты процентов. У верующих мусульман нет выбора. Они должны подчиняться Божественной Воли, как это выражено в Коране, где процент приравнивается объявлению войны против Бога и Его Пророка, мир и благословения Бога на нем (Коран, сура 2, 279 аят). Во-вторых, есть уверенность, что Божественная Воля основана на сильном обосновании той помощи, которую она может дать в реализации гуманитарных целей, одним из наиболее важных из которых является справедливость (Коран, сура 57, 25 аят) [1, с. 6]. Система финансового посредничества, основанная на проценте, несет ответственность за усугубление не только неравенства, но и ряда других сложных экономических проблем – чрезмерного расширения кредита, в частности, краткосрочного кредита, высоких затрат по обслуживанию, неустойчивости денежного обращения, процентных ставок и обменных курсов, а также экономической и финансовой неопределенности и нестабильности. Хотя процент не является единственной причиной всего этого, он, безусловно, играет важную роль в ухудшении положения. Нравственный императив, а также сильное экономическое обоснование заставляют мусульман внедрять исламскую систему в своей экономике [9].

Однако вопрос заключается в том, можно ли создать благоприятную среду в наше время, чтобы вознаградить эффективность, честность и справедливость в выполнении контрактов и других обязательств и наказать за их нарушение. Как уже указывалось, классической среде для достижения этой цели помогло преобладание рыночной дисциплины наряду с моральными ценностями, социальная установка, эффективная и беспристрастная судебная система.

Большинство людей согласится с тем, что рыночная и судебная система существуют и сейчас, но их функционирование идет по наклонной. Похоже, что соблюдение моральных ценностей ослабло. Для восстановления их роли необходимо надлежащее воспитание. В свою очередь, конкурентные рынки наряду с лучшим корпоративным управлением и эффективным юридическим регулированием могут помочь в обеспечении соблюдения моральных ценностей.

Без эффективного корпоративного управления невозможно укрепление исламских банков, быстрое их расширение и эффективное выполнение своих задач. Эта потребность будет становиться все более востребованной, по мере того как финансовые институты будут расширяться, а возникающие проблемы все более усложняться, что подрывает способность финансовых структур успешно решать эти проблемы в долгосрочной перспективе [7, c. 541].

Современные дискуссии о характере Исламских коммерческих предприятий (исламских фирм) могут быть разделены на две части.

Во-первых, значительное количество авторов обсуждают характер целевой функции производителя, что исламским фирмам следует увеличивать производство, повышать экономическое благосостояние общества. Это предполагает, что целевая функция исламского производителя должна включать прибыль и благотворительность. На режим распределения прибыли влияют социальные и этические факторы [5, с. 212]. Утверждается, что мусульманин-производитель не будет заниматься запрещенными вещами и не производить предметы роскоши и больше удовлетворять потребности большинства людей. Утверждается, что больше ресурсов используется для производства культурных благ и услуг (образования, интеллектуального просвещения и т. д.), так как они приносят пользу обществу [13].

Второй темой, привлекающей внимание в современной литературе, являются режимы финансирования, которые могут использоваться фирмами. Рассматриваются различные типы бизнес-организаций, которые могут формироваться как мудараба, так и мушарака. Договорные шарига могут быть четырех типов [10].

Шарига аль-муфавада: равная сумма вносимого капитала, все партнеры имеют равные права и обязанности.

В шарига инам, партнеры неравны по размеру вложенного капитала, соответственно различен вклад и ответственность руководства.

В абдан шарига и шарига вадиа не требуется никакого капитала, требуются человеческие усилия, навыки, репутация.

Необходимо также учитывать сроки участия в партнерстве. Сертификаты прикреплены к неподвижной части совместно используемых активов фирмы, а доля участия является долей, основанной на прибылях и убытках. Указываются такие инструменты, как облигации по схеме распределения (PLS) (прибыль – убыток) и уменьшающаяся мушарака [12].

Учитывая особенности различных инструментов финансов и типы фирм, обсудим некоторые основные понятия, которые лягут в основу следующего теоретического обсуждения.

Прежде всего, это касается структуры капитала. Мы предполагаем, что фирма, приобрела капитал за счет кредитов, то есть соблюдение исламских принципов ограничено структурой капитала, для разграничения этого мы должны использовать элементы бухгалтерского баланса.

Активы могут быть классифицированы как текущие (АТ), так и фиксированные (АФ). Активы, которые имеют короткий срок погашения (менее года) включают денежные средства, дебиторскую задолженность и запасы. Фиксированные активы группируются как материальные (АФМ) и нематериальные активы (АФН). Аналогичным образом, обязательства (О), классифицируются по срокам их погашения как текущие (ОТ) и долгосрочные задолженности (ОД). Текущие обязательства состоят из кредиторской задолженности, которые могут включать платежи для краткосрочного кредита. Совокупный собственный капитал (К) состоит из обыкновенных акций (КТ), дополнительного приобретенного капитала (КД), и нераспределенной прибыли (НП).

Основное тождество баланса: стоимость активов (A) должны быть равны обязательствам (О) и капиталу (К). То есть

А = О + К

или

АТ   +  АФМ  + AФН  = ОТ + ОД + КТ +НП 

Учитывая ограничение в использовании кредита, фирма, действующая в соответствии с Исламскими принципами, не может иметь кредит, превышающий их материальные активы. Тогда, получаем следующее ограничение:

ОД≤ АФМ

Разделив обе части на общий объем активов получаем:

кОД ≤ кАФМ,

где

кАФМ – это материальные активы к совокупным активам 

кОД – это отношение кредита  к активам.

Получается, что фирма с меньшими материальными активами имеет относительно низкий коэффициент ограничения кредита (кОД).

Любое расширение масштабов операций фирмы влечет за собой частичное расширение материальных активов. Доля материальных активов в общей сумме активов будет варьироваться в зависимости от отрасли промышленности.

Внутренние ограничения средств свидетельствуют о том, что нераспределенная прибыль может быть использована только для инвестиционных целей. То есть, фирма может использовать внутренние средства, только если останутся средства после погашения кредита и выплат дивидендов акционерам. Если есть излишки, то решением о выплате дивидендов совет директоров будет определять суммы, доступные для инвестиции за счет нераспределенной прибыли.

Ограничение в получении кредита означает, что денежные средства не доступны в форме мурабаха и иджара, так как банки обращают внимание на репутацию фирмы, залог и финансовое положение.

Коэффициент ограничения кредита не может превышать соотношение материальных активов к совокупным активам. Обращаем внимание на то, что этот коэффициент неактуален, если фирма сталкивается с институциональными ограничениями для получения кредита.

Коэффициент ограничения частного капитала показывает, что фирмы с институциональным ограничением кредита не будут претендовать на прямые инвестиции, если они не имеют хороший потенциал роста. Фирмы с перспективами добавленной стоимости могут получить средства в акционерный капитал от долевого участия, как фирмы венчурного капитала.

Акции класса «А» ограничены относительно условий выдачи акции класса «B». Не все фирмы могут выдавать акции класса «B». Только фирмы относительно большие и имеющие хорошую репутацию способны успешно запустить себя на фондовом рынке.

Опять же, репутацию фирмы будет определять ее способность к эмиссии акций. Однако фирма будет выпускать те акции, которые не участвуют в нераспределенной прибыли (из-за распределения прибыли до дивидендной политики), чтобы избежать разбавления собственности. Эта аксиома определяет, каким образом фирма будет использовать разные способы финансирования на различных этапах его роста и формирования структуры капитала фирмы. Она указывают на то, что два основных фактора определяют выбор инструментов для инвестирования фирмы.

Суть деятельности исламской фирмы, объективной функцией которой является придерживаться этических норм, предполагает, что, когда дело доходит до структуры капитала, решение менеджера должно быть нацелено в первую очередь на эффективность и минимизацию затрат финансирования активов. Таким образом, при принятии решения, какие инструменты использовать, фирма выберет наиболее доступную альтернативную стоимость. В частности, предпочтения будут отданы финансовому инструменту в порядке возрастания суммарных затрат. Средства будут использованы в следующем порядке: нераспределенная прибыль, кредит, аренда, акции класса «А», запасы, и, наконец, акции класса «В».

Второй фактор, который будет определять выбор инструментов, связан с ограничениями, с которыми фирмы сталкиваются, в зависимости от их размера и статуса. Фирмы могут столкнуться с одним из сдерживающих факторов, рассмотренных выше (т.е., соотношения собственных средств и заемных) Например, если фирма ограничена собственными средствами, но обязана иметь нераспределенную прибыль, она может сделать выбор в пользу кредита из институциональных источников. Если фирма может получить финансирование от банка (т. е. институциональные ограничения не являются обязательными), то максимальный кредит определяются коэффициентом ограничения кредита.

С учетом вышеизложенного, мы обсудили финансовые решения для двух типов фирм. Первый тип представляет собой небольшие, начинающие фирмы, а второй – крупные, давно зарекомендовавшие себя компании.

В этой статье мы затронули только базовую основу, которая может определить структуру капитала Исламских фирм.

  

 

Список использованных источников 

 

  1. Chapra M. U., Ahmed H. Corporate Governance in Islamic Financial Institutions. Jeddah : Islamic Development Bank – The Islamic Research and Teaching Institute, 2002. 165 p.
  2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ. под ред. к. э. н. Е. А. Дорофеева. СПб. : Питер, 2009. 960 с.
  3. Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. 4-е изд. / Пер. с англ. СПб : Питер, 2006. 784 с.
  4. Ченг Ф. Ли, Финнерти Дж. И. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2003. 688 с.
  5. Iqbal M. Islamic banking // Lessons in Islamic Economics. Jeddah : Islamic Research and Training Institute. 2016. Vol. 24, № 1 (June). Р. 179–198.
  6. Iqbal M., Molyneux P. Thirty years of Islamic banking: History, Performance and Prospects, Houndmills; Basingstoke; Hampshire; New York : Palgrave Macmillan, 2005. 190 p.
  7. Iqbal Z. Financial engineering in Islamic finance. // Thunderbird International Business Review. 1999. № 41. Р. 541–559.
  8. Khan M. M., Bhatti M. I. Development in Islamic banking: a financial risk-allocation approach // The Journal of Risk Finance. 2008. № 9. Р. 40–51.
  9. Khan T., Ahmed H. Risk Management: An Analysis of Issues in the Islamic Financial Industry. Jeddah : Islamic Development Bank – Islamic Research and Training Institute, 2001. 183 p.
  10. Iqbal Z. Financial Innovation in Islamic Banking // Journal of Islamic Banking and Finance. 1998. Vol. 15, № 2. Р. 10–18.
  11. History of Islam : электрон. энциклопедия. URL: www.historyofislam.com (дата обращения: 01.10.2018).
  12. Усмани M. T. Введение в исламские финансы. М. : Исламская книга, 2013. 140 с.
  13. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: философия, принципы и практика / Пер. с англ.: А. Кадикова, А. Файзрахман. Казань : Линова-медиа, 2012. 533 с.

 


 

Mingatin Marat

Doctor of economic Sciences, associate Professor, Department of Islamic Economics and management, Russian Islamic Institute, Kazan

  

NECESSARY CONDITIONS AND BACKGROUND FOR THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCE: ITS HISTORY AND MODERNITY

 

This article investigates how modern corporate Finance can be represented from the Islamic position. It is known that the choice of legal form affects the risk and the potential for a refund and, therefore, the value of the business. European forms of business organization are similar to classical Islamic, such as Mudaraba, Musharaka or their combinations.

The article offers a brief explanation of the nature of corporations, the role of financial managers in the financial decision process.

The author compares the activities of business structures of different organizational forms in terms of: (1) exposure of personal assets to risks from equity participation in the enterprise; (2) the cost of organization and management; (3) the possible life of each form of business organization; (4) the relative ease of raising capital in financial markets.

 

Keywords: the heyday of Muslim civilization, the financial system stability, real economy, fiscal discipline, the PLS (profit – loss) mode of financing, corporate management, religious environment, mutual cooperation, the independence of the judiciary, the divine Will, the Moral imperative, the loan restrictions coefficient.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Мингатин М. Г., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *