ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация: В статье приведен обзор литературных источников, в которых рассматриваются вопросы формирования локальных географических особенностей ислама в российских регионах в конце 80-х гг. XX в. – втором десятилетии XXI в. Автор дает обобщённую характеристику базы исследований территориальной специфики мусульманского вероучения в России, предлагает периодизацию ее развития. Автор обосновывает мысль о том, что в современном исследовательском поле ощущается потребность в более широком изучении конкретных специфических региональных отклонений в исполнении отдельных мусульманских ритуалов.

Выпуск: №3 / 2018 (июль — сентябрь)

УДК: 297.17

Автор(ы): Агишев Руслан Ряфатевич
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», г Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Агишев Р. Р. Изучение региональных особенностей ислама в Российской Федерации в новейшее время [Электронный ресурс] / Р. Р. Агишев // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

В последние несколько десятилетий мусульманское сообщество (авторитетные религиозные деятели, новообращенные адепты, сторонники реформистских религиозных взглядов и т.д.) оказывается активно вовлечённым в дискуссию о природе «традиционного» и «нетрадиционного» ислама в России, а точнее, о  правомерности некоторых догматических и ритуальных отклонений в мусульманском вероучении. Сторонники «традиционного» ислама указывают на его многовековое эволюционное развитие в особых этнических географических условиях российских регионов, на складывавшиеся специфические варианты исполнения мусульманских обрядов. Они отмечают значительный позитивный адаптационный потенциал ислама, позволивший в различных территориальных, экономических, этнических и исторических условиях российских регионов выстроить гармоничную и непротиворечивую концепцию российского ислама. Их оппоненты, ссылаясь на авторитет мусульманских лидеров стран Персидского залива и их опыт религиозного устройства жизни верующих, заявляют о необходимости очищения ислама в России от многовековых языческих, православных и иных наслоений, ратуют за возвращение к основам ислама в его первоначальном виде.

С каждым годом позиции оппонентов все сильнее отдаляются, а мнения и предлагаемые решения, как с одной, так и с другой стороны, становятся все более и более радикальными. Положение усугубляется тем, что дискуссия об «истинности» и правильности того или иного варианта ислама (тех или иных конкретных исполняемых обрядов) уже давно вышла за пределы религиозного спора между богословами и превращается в полноценный мировоззренческий конфликт. Последнее, с легкостью аккумулируя протестные настроения в обществе, превращается в фактор, оказывающий серьезное влияние на этноконфессиональную ситуацию в отдельных регионах российского государства.

Налаживание полноценного и эффективного диалога между представителями разных мусульманских течений, исламских богословско-правовых мазхабов, придерживавшихся разных взглядов по поводу дальнейшего развития ислама в России (и правомерности его эволюции в те или иные формы), невозможно без участия научного экспертного сообщества. Последнее требует формирования комплексной исследовательской  базы, способной выстроить объективную картину развития ислама в России, в целом, и ее регионах, в частности; ответить на вопросы о причинах и формах эволюции мусульманского вероучения в конкретных этногеографических условиях; спрогнозировать дальнейшие пути развития ислама.

В рамках очерченного круга этих вопросов в статье предпринимается попытка проанализировать характер сформировавшейся в новейшее время в России значительной базы научной, учебной, религиозной и публицистической литературы (об исламе, его истории в мире и России, о его богословско-правовых формах и т.д.), способной стать источником для изучения «российского» ислама.  Последнее в данном ключе выступает не столько географическим термином, говорящем о развитии ислама на конкретной территории России, сколько мировоззренческим термином, означающим дуалистическую принадлежность к духовному миру ислама и российского пространства.

Хронологически в новейшей отечественной историографии, в той или иной степени освещающей вопросы формирования территориальных особенностей ислама в России, можно выделить несколько этапов, с характерными для каждого из них особенностями:

— конец 80-х – первая половина 90-х гг. XX в.;

— вторая половина 90-х XX в. – первое десятилетие XXI в.;

— второе десятилетие XXI в.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из этих этапов.

В конце 80-х –первой половине 90-х гг. XX в. происходит возрождение интереса к исламу, как религии и культурно-мировоззренческому феномену российской действительности; осуществляется активное строительство и развитие организационно-управленческой структуры российской мусульманской общины. Соответствующая литература этого периода представляет собой многочисленные экскурсы в историю ислама, в которых описывается жизнь пророка Мухаммеда, его семьи и ближайших сподвижников. Это и классические работы российских, западных, в том числе и переизданных дореволюционных, исследователей («Классический ислам. Очерк истории (600–1258)» Г. Э. Грюнебаума, «Халифы без халифата» А. А. Игнатенко, «Ислам в истории России» Р. Г. Ланда и другие), исследования арабских историков, богословов («Жизнеописание посланника Аллаха» Ибн Хишима, «Основы ислама» Аль-Мауди, «Суфизм» Идрис Шаха и т.д.).

В этот же период среди верующих и тех, кто стал впервые интересоваться религией, растет востребованность переводной ритуальной и учебной религиозной литературы. В продаже появляются книги о мусульманских ритуалах, традициях и обычаях, преимущественно являющихся переводами арабских изданий («Мусульманские обряды и праздники» Аль-Мансури, «Изречения Мухаммада» Мирзы Абу-л-Фадла, «Мусульманские праздники» А. Ниязи и т.д.).

К этому же времени относится начало проникновения на российский книжный рынок печатных изданий, пропагандирующих ислам салафитского толка («Жизненная миссия Пророка» Абу аль-Ааля аль-Маудуди, «Будущее принадлежит Исламу» Кутб Сейида, «Исламские наставления по исправлению личности и общества» Мухаммада бин Джамиль Зину и др.). Последние сыграли немаловажную роль в распространении таймитских или вахабитских воззрений среди верующих мусульман. Литература традиционных толков ислама в указанный период, отмечает Д, А. Шагавиев, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, напротив, была неконкурентной по всем аспектам: по качеству, количеству, доступности и детализации материала [16, с. 2].

Интересующие нас исследования о территориальных особенностях жизни мусульман в разных российских регионах (о географической специфике исполнения религиозных обрядов) в указанные хронологические рамки практически отсутствуют. Лишь отдельные авторы в работах общего характера вскользь касаются данной темы. Например, Г. Б. Фаизов, рассматривая государственно-исламские отношения в Республике Башкортостан и Республике Татарстан в конце 80-х–начале 90-х гг. XX в., указывает на государственно-исламскую конвергенцию, характеризующуюся взаимо-сближением и взаимопроникновением светских и духовных ценностей [14, с. 31]. А. А. Алов и А. В. Владимиров, характеризуя религиозное возрождение на Северном Кавказе в конце 80-х–начале 90-х гг. XX в., отмечали такую особенность «исламского ренессанса» в этом регионе, как практикуемое сочетание мусульманских норм жизни, традиций и обычаев (по шариату) со светскими законами. Более того, ученые говорят о российском варианте исламской цивилизации, сумевшей трудно и противоречиво врасти в тело унитарно-светского государства [3, с. 107].

В целом, для указанного периода в новейшей отечественной историографии темы ислама в России мало свойственны «реальные попытки осмысления российской мусульманской идентичности, а также ее интеграции в цивилизационную стратегию» [13, с. 1]. Практически не исследовалась проблема восприятия ислама в российском обществе и реакция русской политической и интеллектуальной элиты на процессы социально-политического пробуждения мусульманских народов страны [1, с. 3].

Во второй половине 90-х гг. XX в.–первом десятилетии XXI в., когда активная пропаганда идеологии салафизма привела к обострению межконфессиональной ситуации в ряде российских регионов, радикальный ислам становится центральной темой многих исследователей мусульманского вероучения в России. Вопросы исламского экстремизма активно изучаются в научных учреждениях и аналитических центрах государственных органов (Российский институт стратегических исследований, Фонд национальной и международной безопасности, Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов и т.д.). В частности, в изданиях и Фонда института стратегических исследований и Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов в этот период красной нитью проходит тема угрозы социальной и политической целостности Российского государства со стороны радикального ислама. В то же время вопросы эволюции ислама в регионах России с компактным проживанием мусульман практически не затрагивались.

К этому же периоду относится появление значительного числа специальных диссертационных исследований, в которых тема исламского экстремизма увязывается со спецификой развития ислама в конкретных регионах – Республике Чечня, Республике Дагестан и др. Важным представляется то, что диссертанты раскрывают влияние ислама на социальные процессы в местных сообществах и их соответствующее  видоизменение. Так, С. В. Ашинова в работе «Исламский фактор» в общественно-политической жизни современной России» указывают на то, что для мусульманского сообщества ислам становится «основой национально-религиозной самоидентификации… и трансформируется в политическую идеологию – исламизм» [4, с. 17]. А. В. Егупов также говорит о том, что «ислам для большинства верующих-мусульман в России является основой этнокультурной самоидентификации народов». В то же время диссертант указывает на то, что превращение мусульманского вероучения в некую «наднациональную идеологию» в условиях российского государства чревато наступлением опасных последствий [7, с. 21].

В регионах (Республике Татарстан, Республике Мордовия, Республике Дагестан, Республике Башкортостан и др.) в этот период активизируется социологические исследования вопросов этноконфессиональной тематики, в рамках которых изучается уровень религиозности граждан (исповедующих ислам) и их конфессиональная вовлеченность, специфика исполнения религиозных обрядов, особенности взаимодействия с представителями других конфессий и т.д. Так, в ходе социологического исследования о роли ислама в жизни государства и общества в Республике Башкортостан в 1992 г. исследователи констатировали устойчивый позитивный имидж мусульманской религии в восприятии жителей; значительный вклад ислама в  сохранение национальной башкирской идентичности, укреплении морально-этической сферы жизни и деятельности верующих. Исследователи делают вывод об эволюции мусульманской религии в регионе, «ее обновлении по форме, освобождении от несоответствующих духу времени черт» [15, с. 107]. Результаты ряда этносоциологических исследований, проведенных в Республике Татарстан в первой половине 90-х гг. XX в., позволяют исследователям говорить о том что, «процесс религиозного возрождения у татар в этот период происходил в форме этноконфессиолизации. Религия воспринималась как часть народной культуры, как национальная традиция, а конфессиональная мусульманская идентичность у татар чаще носила характер религиозного национализма» [12, с. 2].

Вторая половина 90-х гг. XX в.  – первое десятилетие XXI в. – это период появления исследований мусульманских сообществ отдельных регионов России, в которых рассматривается тема регионального своеобразия жизнедеятельности мусульманских сообществ. Ученые, публицисты изучают жизнь мусульман в национальных республиках, выделяя целый ряд этносоциальных особенностей исповедуемого ими ислама. Например, Д. В. Макаров, исследуя мусульманское движение в Республике Дагестан, говорит о широком распространении в республике, особенно на массовом уровне, суфийского (тарикатского) варианта ислама с его общинным и семейно-клановым своеобразием [9, с. 39]. А. В. Малашенко также указывает на складывание у народов Северного Кавказа особого традиционалистского ислама, тесно связанного с местными этнокультурными особенностями. По его мнению, одним из главных направлений эволюции традиционалистского ислама стало именно приспособление его к локальным культурным традициям, зачастую в ущерб исламу догматическому. Локальный традиционализм, по его мнению, обусловлен мирским мультикультурализмом множества этносов, образующих исламскую умму [10, с. 64]. Применительно к характеристике мусульманского вероучения в Республике Мордовия, М. Ю. Бареев говорит не просто о религиозной системе, а о естественной культурной среде, национальном образе жизни населения. Ученый подчеркивает, что в самосознании большинства татар представления об исламе как о существенном и традиционном элементе «своей», этнической культуры выражены достаточно сильно [5, с. 8].

Во втором десятилетии XXI в. интерес к изучению своеобразия исламского вероучения в российских регионах существенно возрос. К этому времени относится появление значительного числа работ, посвященных особенностям соблюдения мусульманских ритуалов и праздников жителями Татарстана, Башкирии, Мордовии, Дагестана, Чечни. Исследователи, подчеркивая географическую специфику ислама в России, для наименования изучаемых процессов активно используют такие термины, как «традиционный», «местный», «народный» ислам. Так, А. К. Аликберов, рассматривая экспансию идеологии салафизма в России, и, особенно, в отдельных ее регионах, говорит об антагонизме «чистого» и «народного» ислама. Под последним при этом понимался симбиоз мусульманских догматов, местных обычаев и реликтов язычества [2, с 8]. Ксавье Ле Торривеллек, характеризуя российский ислам или «этнический ислам», указывает на сплав элементов, унаследованных от предыдущих поколений, с заимствованиями на волне глобализации (порой вольными) из других современных мусульманских культур [8, с. 5]. Об укоренении в российских регионах «бытового» ислама,  как «рецессивного компонента привычных этноконфессиональных традиций», упоминает С. С. Дудова [6, с. 4]. Рассматривая развитие ислама в поволжских регионах, известный исследователь А. В. Мартыненко подчеркивает неразрывную связь идентичности поволжских мусульман с идентичностью российской нации [11, с. 68].

Оценивая сформировавшуюся отечественную исследовательскую базу по теме этнокультурных особенностей исламского вероучения в регионах России, можно говорить о наличии серьезного теоретического фундамента для проведения дальнейших, более практикоориентированных исследований указанной тематики. Глубокой исследовательской проработанностью отличаются вопросы взаимовлияния исламского экстремизма и социально-культурных процессов в местных мусульманских сообществах. Полноценному изучению подвергнута тема отношения государства и ислама в постсоветской России, сложностей организационного строения единых духовных мусульманских организаций и их административных вертикальных и горизонтальных структур

В то же время, по нашему мнению, ощущается потребность в более широком изучении конкретных специфических региональных отклонений в исполнении тех или иных мусульманских ритуалов и выстраивании единой и непротиворечивой концепции российского ислама, как эволюционного синтеза местных традиций, обычаев, локальных правовых норм и исламских догматов. Крайне бедной остается региональная исследовательская база (в том числе и социологическая, и этнографическая) рассматриваемой тематики, в рамках которой практически отсутствуют комплексные исследования, с глубокой этно-теологической проработкой, специфики географических отклонений в развитии мусульманского вероучения.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Алексеев И. Л. Ислам в общественно-политической жизни России : автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2002. 28 с.
  2. Аликберов А. К. Салафитский вызов России: объективный этап в эволюции ислама или попытка его революционного обновления? // Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы. Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 3–18.
  3. Алов А. А., Владимиров Н. Г. Ислам в России. М. : Институт Наследия, 1996. 122 с.
  4. Ашинова С. В. «Исламский фактор» в общественно-политической жизни современной России : автореф. дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2005. 28 с.
  5. Бареев М. Ю. Конфессиональная ситуация в татарском этносе Республики Мордовия (социологический анализ) : автореф. дисс. … канд. социол. наук. Саранск, 2009. 28 с.
  6. Дудова С. С. Ислам у народов Карачаево-Черкессии: традиции, современное состояние, тенденции развития : автореф. дисс. … канд. ист. наук. Карачаевск, 2005. 28 с.
  7. Егупов А. В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты : автореф. дисс. …канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 28 с.
  8. Ле Торривеллек Ксавье. Состояние и особенности «российского ислама» // Записка аналитического центра Обсерво. 2013. № 4. С. 1–29.
  9. Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М. : Центр политических и стратегических исследований, 2000. 182 с.
  10. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М. : Московский центр Карнеги, 2001. 271 с.
  11. Мартыненко А. В. Исламское возрождение в Поволжье в конце XX– начале XXI в. (на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №3 (35). С. 62–70.
  12. Мусина Р. Н. Идентичность татар в условиях религиозного возрождения в современном Татарстане [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26340282 (дата обращения: 18.08.2018).
  13. Мухетдинов Д. В. Российское мусульманство: социокультурная реальность и концепт [Электронный ресурс]. URL: http://katehon.com/ru/article/rossiyskoe-musulmanstvo-sociokulturnaya-realnost-i-koncept (дата обращения: 18.08.2018).
  14. Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. М. : УНЦ РАН, 1995. 114 с.
  15. Фаизов Г. Б. Ислам и государство: единство, противоборство, конвергенция. УФА : Изд-во БГПУ, 2010. 116 с.
  16. Шагавиев Д. А. Исламская богословская литература салафитского толка в современном Татарстане [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/111081 (дата обращения: 18.08.2018).

 


 

Agishev Ruslan

Doctor of History, State governmental agency of the Republic of Mordovia «Scientific center for socio-economic monitoring», Saransk

 

THE STUDY OF REGIONAL PECULIARITIES OF ISLAM IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN TIMES

 

The article presents the literature review, which discusses the formation of local Islam geographical features of in the Russian regions in the late 80-ies of XX century – the second decade of XXI century. The author gives a generalized characteristic of database studies of territorial specificity of the Muslim faith in Russia, offers a periodization of its development. The author substantiates the idea that in the modern research field there is the need for a broader study of specific regional deviations in the performance of certain Muslim rituals.

 

Key words: traditional («local», «regional», «popular») Islam; non-traditional (radical) Islam; tariqatism; Muslim Ummah; Islamic extremism; Islamic Renaissance; Salafism.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Агишев Р. Р., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *