ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЫМСКОГО УЧЕНОГО, ФИЛОЛОГА, ПОЭТА СЕЙИДА АХМЕДА БИН АБДУЛЛАХ КЫРЫМИЙ

Аннотация: Данная статья описывает биографию, научные труды и вклад в изучение арабского языка крымского ученого, филолога, поэта, Сейид Ахмед бин Абдуллах Кырымий, имя которого было широко известно в период Крымского Ханства. В число его научных трудов входит около 12 работ, которые, в основном, поясняют и комментируют научные труды других авторов. До конца своей жизни Сейид бин Абдуллах Кырымий занимался преподавательской деятельностью.

Выпуск: №3 / 2018 (июль — сентябрь)

УДК: 82.091(560)

Автор(ы): Велиляев Алим Эмдемович
магистрант, теологический факультет, Российский исламский институт, г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Велиляев А. М. Жизнь и научная деятельность крымского ученого, филолога, поэта Сейида Ахмеда бин Абдуллах Кырымий» [Электронный ресурс] / А. М. Велиляев // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

Наука, культура и искусство в XV столетии на территории Османского государства достигли высокого уровня, что привело к плодотворным результатам. Так в период правления Султана Мурата II (1421–1444, 1446–1451) и Фатиха Султана (1444–1446, 1451–1481) Стамбул постепенно превращается в столицу науки и культуры Османского государства. В годы правления Султана Мурада II, такие ученые как Омер Халеби и Фахреддин Аджеми переехали в Эдирне, а в годы правления Фатиха Мехмета из Самарканда в Стамбул переехал Али Кушчю, врачи – из Джурджани (Иран) Ахмед Кутбуддин, из Кахрамана (юго-восточная часть Турции) Бешир Челеби, из Ширвана (Азербаджан) Шукруллах, из Скопьи (Македония) Кудуслу, а также такие ученые, как Молла Касталани, Молла Али Туси, Молла Алауддин Араби, Молла Фенари [1, с. 25].

В библиографических источниках периода правления Фатиха Султана Мехмета упоминаются имена ученых, носивших псевдоним Кырымий. Например, Абдульмеджид Кырымий – автор «Мунисуль Ушшак». Турецкий писатель, публицист Агях Сырры Левенд (1894–1978), рассказывая об авторах известной поэмы «Зулейха и Юсуф», упоминает имя этого литературного деятеля. Его научный труд не сохранился до наших дней. По мнению Кятиба Челеби, данное произведение являлось самым лучшим [2, с. 325].

Под псевдонимом «Кырымий» известен еще один поэт – Дервиш Мехмет Эфенди (умер в 1708 г.), который был родом из Стамбула [3, с. 119]. Известный литератор и поэт XVIII века, один из авторов популярного на всем мусульманском Востоке тазкире (восточная поэтическая антология, состоящая из биографических сведений и небольших комментариев к стихам поэтов), «Тезкират-шуара», Салим Эфенди свидетельствует о том, что Мехмед Дервиш Эфенди был духовным наставником, дервишем, также поэтом, часто приезжал в Крым, поэтому стал известным под псевдонимом «Кырымий» [4]. Также историк, писательница Февзие Абдуллах Тансел передает сведения о Мехмеде Дервише Эфенди, известного как «Кырымий» [5, с. 136].

В данной статье речь пойдет о другом ученом, писавшем под псевдонимом «Кырымий». Его имя довольно редко встречается в арабской лингвистике и в сферах исламских наук. Это Сейид Ахмед бин Абдуллах Кырымий, известный как Молла Кырымий. Он также известен как каллиграф (хаттат), знавший все тонкости арабских почерков и начертаний.

Различные источники по-разному передают написание его имени: Молла Кырымий, Мевляна Кырымий, Сейид Ахмед б. Абдуллах Кырымий. Первые сведения о нем встречаются в труде «Шакаик-Нуймание», автором которого является Ташкопрюзаде Исамеддин Ахмед Эфенди (первый историк и энциклопедист Османского государства, 1495–1561, Стамбул). Немало сведений об этом Крымском ученом встречается также в таких научных трудах как: «Хадаику-Шакаик», автором которого является Меджи (умер в 1590 г.); «Кунбул-Ахбар», написанным Гелиболулу Мустафой Али (умер в 1600 г.). Он также упоминается в главе под названием «Крым» журнала «История Османского Государства и ее литературы», написанной Али Эмири (умер в 1924 г.) и «Османлы Муэиллифлери» и «Кырымские Шейхи», авторство которых принадлежит Бурсалы Мехмет Тахир (умер в 1925 г.).

Если собрать всю доступную информацию об этом крымском ученом, то можно сделать следующее обообщение: Молла Сейид Ахмад бин Абдуллах Кырымий родился приблизительно в начале XV века в Крыму.Точная дата и место его рождения пока остаются неизвестными. Известно лишь, что из-за неурядиц политической и научной жизни в Крымском Ханстве того времени, он переехал из Крыма в г. Бурса со своим духовным крымским наставником шейхом Мевляна Шерефюддин бин Кемаль Кырымий (умер в 1443 г.). Мевляна Шерефюддин также был родом из Крыма, где и получил начальные религиозные знания, преподавал, писал книги, занимался благотворительностью. В 1408 году написал комментарии к книге «Менар» [6, с. 92–94]. Главные надежды своей жизни он связывал с научной и преподавательской деятельностью в Османском государстве времен правления Мурада II. Остается неизвестным, как долго оба эти ученые оставались в г. Бурса.

Позже Сейид Ахмед б Абдуллах Кырымий по указу Султана Мурада II назначается преподавателем в медресе Челеби Мехмед Эфенди г. Мерзифон, Амасья. Известно, что Сейид Ахмед б. Абдуллах в среднем получал в день 50 акче в этом медресе [7, с. 160]. Также известно, что в его обязанности входили полномочия муфтия, судьи (кадый) в Амасья. По мнению турецкого исследователя Али Эмири, после того как Фатих Мехмет Султан сделал Стамбул столицей, Сейид Ахмед б. Абдулах Кырымий, переехав сюда, близко познакомился с великим визирем, полководцем Османского государства Махмуд Вели Паша (умер в 1474 г.). Он также знакомится с духовным наставником и учителем Фатих Султана шейхульислям Молла Гурани (умер в 1488 г.) и также его соратником, широко известным в то время поэтом Велиюддинзаде Ахмед Паша (умер в 1496 г.), которые в свою очередь, знакомят ученого с Фатих Мехметом. Фатих Султан был восхищен его проницательностью и глубокими знаниями и включил его в число великих ученых [8].

По мнению Ташкопрюзаде Исамеддина, Сейид Ахмед б. Абдуллах Кырымий впервые приехал в г. Стамбул в 1451 г. после смерти отца Фатиха Султана, Султана Мурата II-го. Предположительно, в 1453 г. ученый вел еще здесь свою преподавательскую деятельность [8].

В своих произведениях, а также в повседневной жизни, Сейид Ахмед б. Абдуллах Кырымий неоднократно говорит о своей тоске и любви по Крыму, желая при этом, чтобы Крым был как можно ближе к Османскому государству. В числе его научных трудов следует отметить двенадцать работ, которые, в основном, поясняют и комментируют научные труды других авторов. До конца своей жизни Сейид Ахмед Бин Абдуллах Кырымий занимался преподавательской деятельностью. Скончался он в Стамбуле во дворе мечети Молла Кестел Джами, которая была построена его сыном Мевляна Мухиддином, который также был похоронен во дворе этой мечети [9, с. 160].

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Балтаджы Джахид. Акшемседдин и его воспитанное интеллектуальное окружение. Анкара: Акчак Яй,1990. 140 с.
  2. Кятиб Челеби. Кешфи Зунун. Стамбул: Тарих Ваквы Юрт, 2007. 1529 с.
  3. Челтик Джемал Курназ-Халиль. Крымская литература в эпоху Османского Государства. Анкара: Курган Эдебият, 2012. 119 с.
  4. Индже Аднан. Тезкиратшуара. Анкара: АКМ, 2005. 580 с.
  5. Тансел Абдуллах. Преданные забвению поэты Крыма 17 века. Стамбул: Турк Культуру, 1974. 210 с.
  6. Ташкопрюлюзаде Исамеддин Ахмед. Научные деятели в Османском государстве. Стамбул: Гайе Маатбасы, 2007. 1529 с.
  7. Балтаджы Джахид. Османские медресе в 15–16 веках. Стамбул: Мармара Университет Вакыф, 2005. 398 с.
  8. Нури Акбайар. Истамбулве Анадолыавлиялары // Центр исследований истории Османского Государства. Анкара: Анкарский университет, 2016. № 40. С. 99–115.
  9. Бурсалы Мехмет Тахир. Османские писатели 15–18 веков. Стамбул: ТРС Маатбаасы, 1975. 242 с.

 


 

Veliliaev Alim

master’s degree student, faculty of theology, Russian Islamic Institute, Kazan

 

LIFE AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE CRIMEAN SCIENTIST, PHILOLOGIST, POET SEYYID AHMED BIN ABDULLAH KYRYMIY

  

This article describes the biography, scientific works and contribution to the development of the Arabic language of the Crimean scientist, philologist, poet, Seyyid Ahmed bin Abdullah Kyrymiy, whose name was widely known during the Crimean Khanate. His scientific works include about 12 works, which are mainly related to explanations, comments of scientific works of other authors. Until the end of his life, Seyyid bin Abdullah Kyrymy was engaged in teaching activities.

  

Key words: Crimea, stylistics, Ottoman state, arabic language, literature, Islam.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Велиляев А. М., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *