ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРЫ В СУННИТСКОМ ВЕРОУЧЕНИИ: БОГОСЛОВСКИЙ СПОР И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается термин «вера» в суннитском вероучении, а также точка зрения мурджиитов и хариджитов по данному вопросу. Краеугольный вопрос суннитского вероучения связан с тем, что входит в понятие «вера» из деяний сердца, слов и практических действий, связанных с ней. Исходя из содержания теологического понятия веры, анализируются вопросы изменения степени веры и положение верующего, совершающего большие грехи.

Выпуск: №3 / 2018 (июль — сентябрь)

УДК: 297.17

Автор(ы): Фатхуллин Рамис Альбертович
магистрант, теологический факультет, Частное учреждение высшего образования «Российский исламский институт», г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Фатхуллин Р. А. Определение веры в суннитском вероучении: богословский спор и пути его решения [Электронный ресурс] / Р. А. Фатхуллин // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что неправильное понимание сущности веры в суннитском вероучении ведет не только к разделению мусульман, причем не только в теоретической плоскости, но и на практике, когда одна часть мусульман обвиняет другую в отходе от ислама и посягают на жизнь, имущество и честь последних. Чем непременно пытаются воспользоваться различные группы и течения, преследующие свои, зачастую меркантильные, цели. К тому же это ведет к радикализации мусульман, особенно молодежи, и росту числа военных конфликтов в мусульманских регионах, как это было в Чечне, Сирии. Для немусульман это является одной из причин и способов представления ислама в негативном свете.

Целью данной статьи является раскрытие содержания веры в понимании ряда школ с точки зрения суннитского вероучения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть определение «сущность веры» мурджиитов и хариджитов и их доказательства, как шариатские, так и рациональные;
  • Рассмотреть определение «сущность веры» различных суннитских групп и их доказательства, как шариатские, так и рациональные;
  • Рассмотреть вопрос изменения веры;
  • Рассмотреть положение верующего, совершающего большие грехи;
  • Рассмотреть, к чему на практике ведет различное понимание сущности веры.

Выделяют несколько основных понятий веры:

  1. Вера – признание сердцем

Вера заключается в признании сердцем определенных религиозных постулатов и согласии с ними. Такой человек считается у Аллаха истинно верующим, даже если он внешне не проявляет признаков веры. Но для исполнения религиозных и мирских установок человек должен объявить о своей вере публично, поскольку это является условием исполнения в отношении него обязательных действий в исламе [1, с. 75].

Обратным вере является неверие (куфр), которое бывает нескольких видов. Противоположное признание сердцем ‒ куфринкари – это непризнание сердцем Всевышнего, Его посланника Мухаммада, Его установлений, подтвержденное еще и отрицанием на словах [1, с. 101].

  1. Вера ‒ знание сердцем

Религиозная убежденность – это духовный, бесконтрольный процесс, его невозможно самому выбрать. Он находится за пределами человеческой воли. Если разум не находит доказательства убедительными, то он скептически к ним отнесется, а если же наоборот глубоко уверует, то неизбежно последует за ней и ничего не сможет с этим поделать [2, с. 60]. Признание и подтверждение истины сердцем является его действием, и есть результат волевого усилия, добровольного выбора и внутреннего согласия. Способность к познанию истины также зависит от сердца, но чтобы знания стали верой, необходимо добровольное восприятие их сердцем. Значит вера – не есть абстрактные знания. Не за них, а за волевое усилие и добровольный выбор истины выпадает награда или наказание. Ибн Хазм сказал, если бы вера была знанием, то христиане и иудеи, знающие о религии «ислам» и его посланнике Мухаммаде, и дьявол (шайтан), знающий об этом, были бы причислены к мусульманам, но это входит в противоречие кораническим аятам (Сура 17 «Перенос ночью», аят 102, сура 15 «ал-Хиджр», аят 36) [1, с. 75].

Ученые выделяют «куфрджухуд», т.е. знание сердца о том, что Богом является Аллах, не заявляя это вслух и не принимая положений веры. Это неверие шайтана. «Куфринади» – вид неверия, возникающий из-за зависти, извращенности, заблуждения, гордыни, высокомерия. Человек признает в душе Аллаха, но не признает Ислам как религию [1, с. 101–102]. Пророк сказал, что в Рай не войдет высокомерный человек, даже если это высокомерие размером с пылинку. Высокомерие – отторжение истины и презрительное отношение к людям [3, с. 59–60].

  1. Вера – произнесение вслух (икрар)

Икрар на арабском языке означает открытое произнесение о своей вере вслух. Мурджииты и каррамиты сказали, что вера – произнесение языком того, во что необходимо верить без признания этого сердцем. По их мнению, лицемеры являются верующими, но это противоречит многим аятам Корана. Например, в суре 2 «ал-Бакара», аят 8 говорится о том, что некоторые люди говорят о своей вере в Аллаха, но на самом деле они не веруют в Него.

Куфрнифак – неверие лицемеров, которые внешне проявляют ислам, но на деле его не признают [1, с. 102].

  1. Вера как признание ее сердцем и произнесение ее вслух.

Таково мнение Абу Ханифы и его последователей. Отсутствие проявлений веры словесно или же оставление религиозных обязанностей, кроме случаев потери возможности их совершать или внешней угрозы, ставит человека в двусмысленное положение относительно веры.

Другие ученые ханафитского мазхаба, матуридиты и ашариты считали произнесение слов веры, не ее сутью, а внешним условием для исполнения обрядов ислама. Оба мнения сформулированы различно но, по сути, близки. Мусульмане судят о вере человека только по внешним признакам. Таким образом, основа веры, ее суть и неизменный столп ‒ это подтверждение сердцем, а словесное подтверждение ‒ условие для обеспечения признания его веры остальными.

  1. Вера – признание ее сердцем, словесное подтверждение и практическое выполнение действий, связанных с ней. Это мнение имама Малика, Шафиги, Ахмада ибн Ханбаля [1, с. 77-79].

Мурджииты

Они считали, что грехи не вредят при наличии веры, так же, как не принесут пользу благие дела в неверии. Также «ирджа’» – оставление решения о судьбе великого грешника на суд Аллаха. Их принцип – понятие «вера» не включает дела, и поэтому совершение греха ему не вредит. Они противопоставлялись хариджитам, которые считали, что великий грешник выходит из ислама. То есть совершенная вера у мурджиитов – подтверждение и признание сердцем, а для хариджитов суть имана – признание сердцем и совершение деяний, что противоречит суннитскому вероучению и приводит к двум крайностям. На раннем этапе мурджиизм соответствовал суннитскому вероучению, но дальше позиция мурджиитов привела к тому, что среди мусульман распространились грехи и аморальность. Они фактически разрешили совершать действия неверия, при этом считая себя идеальными мусульманами [4, с. 143–145]. И наконец, они дошли до того, что стали утверждать, что иман – это подтверждение сердца, а вслух можно произносить даже слова куфра [5, с. 224]. Отметим, чтоиз-за двух подходов к пониманию «ирджа’» некоторые ошибочно относят Абу ханифу и ханафитов к группе мурджиитов, которые считали, что грехи никак не влияют на верующего, на самом деле Абу Ханифа оставлял суждение о велико грешнике на суд Аллаха, не выводя его из рамок ислама [6, с. 972–973].

Хариджиты

Хариджиты обычно не делают различий между степенью грехов. Поэтому любой грешник из мусульман для них является неверующим, которого убивают как вероотступника [4, с. 125–127]. У хариджитов суть имана – признание сердцем и совершение дел. Оставивший деяние считается вышедшим из религии [4, с. 144].

Суннитские группы

Известны несколько групп:

  1. Богословы ханафиты-матуридиты: вера ‒ подтверждение сердцем всего того, что содержится в Коране и сунне, устное свидетельство необходимо, чтобы в отношении засвидетельствовавшего практиковались законы шариата [7, с. 183].
  2. Вера ‒ подтверждение сердцем и словом, по мнению Аль-Баздави, ас-Сарахси и аль-Ашари [7, с. 184]. Оба мнения считаются верными у суннитов. Т. е. основа – обязательное подтверждение сердцем заявления, а дополнительное условие веры – словесное подтверждение, которое будет необязательным при наличии определенных факторов, препятствующих этому. [8, с. 115].
  3. Третье мнение включало еще и деяния. Аш-Шафии, Малик, Ахмад, представители «ахлю-л-хадис», «захириты» и некоторые мутакаллимы считали, что вера – это подтверждение сердцем, словом (произнесение шахады) и делами [9, с. 265].

Рассмотрим доводы обеих сторон:

Аяты Корана

В суре 5 «ал-Маида», 41 аяте говорится о том, что некоторые люди произносят слова веры, но их сердца не уверовали. В суре 16 «Пчелы», 106 аяте говоритсяо том, что если человек под принуждением скажет слова «куфра» (неверия), то это не навредит его вере, которая находится в сердце [1, с. 72]. На практике пророк разрешил поступить подобным образом [1, с. 29]. В суре 20 «Та Ха», 112 аяте Аллах обусловил принятие деяний наличием веры, то есть разделил их [8, с. 116]. Также в суре 113 «Предвечернее время», 3 аяте и во многих подобных аятах вначале следует вера, а затем действия. Аллах отделил веру от деяний посредством союза «и» [10, с. 23]. То есть, если бы дела были частью веры, то не было бы необходимости отдельно выделять дела и слова соединенные союзом. Как правило, соединяются разные по существу и по наименованию слова, значит деяния и вера не идентичны [1, с. 89]. На что третья группа отвечает, что в Коране встречаются аяты, где часть чего-то упоминается после целого через союз. Например, в суре 2 «Корова», 238 аят, Аллах повелел совершать намазы и особо выделил послеполуденный. В суре 2 «Корова», 143 аят, под словом «вера» имеются в виду молитвы, которые до изменения киблы совершали мусульмане, обращаясь в сторону Иерусалима [11, с. 151].

Хадисы пророка

В известном хадисе Джибриля на вопрос пророку о вере были перечислены вера в Аллаха, ангелов, книги, пророков, день Воскресения и предопределение. На вопрос что такое ислам, пророк ответил, что это – поклонение одному только Аллаху и никому больше, совершение молитв, выплата обязательного закята и соблюдение поста в рамадане. На вопрос о сане пророк ответил, что это означает, что Аллах постоянно видит нас [3, с. 32–33]. Пророк разделил веру и дела и не объяснил, что одно является часть другого [8, с. 116]. Оппоненты говорят о том, что все три понятия составляют веру – сначала «муслим», потом «му’мин», затем – «мухсин». Под словом «иман» понимается и все то, что входит в ислам, а под «ихсаном» – и «иман», и «ислам», и никак иначе. Отметим, что в издании «салафитских» авторов приводится, что точное определение веры ‒ перечисление шести ее столпов, которые упоминаются в хадисе Джибриля. На вопрос о том, что означает вера в Аллаха, приводится ответ, что это ‒ подтверждение сердцем существования Аллаха и признание Его Единственным Господом и Божеством и Его возвышенных имен и качеств [12, с. 29–30]. То есть косвенно указывается, что дела не входят в сущность веры.

Пророк высказывается о том, что не уверует мусульманин, пока не станет любить его больше всех на свете, или пока не станет желать мусульманам того же, чего желает самому себе [13, с. 31]. Хотя в этих хадисах буквально говорится как бы об отсутствии веры, по смыслу речь идет не обо всей вере, а о степени ее совершенства, ее полноте, то есть, подразумевается отсутствие полноты веры [5, с. 36], ее несовершенство [9, с. 279]. Пророк предостерегает от подобных поступков, которые относятся к малому неверию, которое не выводит человека за рамки ислама [3, с. 55]. Неверие такого вида выражается в делах, но не противоречит деяниям сердца и требует этого категорично [12, с. 187]. Вид неверия, проявляющегося в деяниях, не выводящее человека из ислама – это всякий грех, который называется неверием в Коране и Сунне, хотя совершивший его продолжает именоваться верующим. Становится же он неверным, если считает эти поступки дозволенными, даже не совершая ничего из этого [12, с. 193–196].

Ученые единогласны, что:

  1. Имущество и жизнь соблюдающего предписания мусульманина запретно;
  2. Произнесение шахады необходимо для признания человека мусульманином и его нельзя объявить неверующим;
  3. Пророк и мусульмане судили о людях по внешним признакам. Внутренний мир человека оставлялся Аллаху [5, с. 150].

Передается от пророка, что Аллах защитит от огня того, кто произнес шахаду искренне, но это не исключает его временное попадание в Огонь за грехи [3, с. 39–40, 43]. На вопрос о вере пророк перечислил шахаду, молитву, закят, пост в рамадан и пятую часть военной добычи [13, с. 44]. Здесь содержится указание на то, что понятие «вера» может охватывать всю религию в целом [12, с. 28–29]. На что сторонники первого и второго мнений говорят, что здесь слово «иман» пришло в значении «ислам» [6, с. 968], так как в хадисе передается, что то же самое пророк ответил на вопрос о столпах ислама [13, с. 30]. Муслим привел в главе об убийстве человека из числа неверных, после того, как тот произнес шахаду, несколько хадисов, в которых сообщается о том, что во время битвы многобожники произносили свидетельство единобожия, но мусульмане все-таки их убивали, что вызывало недовольство пророка и на просьбу одного из мусульман, чтобы пророк попросил Аллаха простить ему это грех, он этого не сделал и не переставал повторять о том, что разве смог он заглянуть в его сердце, чтобы узнать, правду сказал его противник или нет [3, с. 36–39]. Пророк послал Абу Хурайру, чтобы он обрадовал Раем всякого кого он встретит и который искренне произнесет шахаду, но ‘Умар попросил не делать этого, так как опасался, что люди только на это и будут полагаться и оставят дела поклонения [3, с. 41–42], что может привести к лицемерию [5, с. 193]. Как известно, Абу Хурайра присоединился к пророку после взятия Хайбара (7 г. х.) [14], когда уже все предписания были давно ниспосланы и узаконены.

Хадис о клочке бумаги, на котором записано свидетельство единобожия, который перевесит все грехи человека в день Суда [9, с. 268]. Отметим, что вера – основание с множеством ответвлений – это и религиозные предписания, и внутренние качества человека (страх, надежда), каждое из них также называется верой. Согласно шариату, иман – это произнесение чего-либо вслух, подтверждение сердцем и доведение до полноты реализации на практике. Даже если суть имана – это подтверждение сердцем и произнесение слов, то совершенный и полноценный иман (вера) является трехсоставным: подтверждения, произнесения и действия [5, с. 63], – сторонники третьего мнения признают наличие сути имана, а дела являются его проявлениями и свидетельствуют о его полноценности.

Логические доводы

Сторонники третьего мнения говорят о том, что Аллах направил Мухаммада с религией единобожия, и в течение тринадцати лет он призывал людей к его исповеданию. Об этом же говорят коранические аяты, ниспосланные в то время. Поскольку еще не были введены религиозные предписания, люди, искренне произнесшие шахаду и уверовавшие в то, что говорил пророк, становились полноценными верующими. После переселения в Медину, стали постепенно налагаться религиозные обязанности и недостаточно стало ограничиться только свидетельством. Мусульмане обязаны были исполнять шариатские предписания, а отказавшиеся попадали в Ад. Поэтому пророк стал говорить, что для попадания в Рай необходимо произнести свидетельство единобожия, совершать намаз, поститься, выплачивать закят, совершать хадж. Сторонники третьего мнения говорят, что, если для попадания в Рай достаточно только свидетельства, то зачем нужны религиозные предписания – в этом нет никакой логики и это подталкивает людей к совершению грехов. Без свидетельства единобожия человек не попадет в Рай, но этого недостаточно без выполнения остальных столпов ислама. [5, с. 113–116].

Их оппоненты приводят упомянутый ранее хадис от Абу Хурайры, в котором пророк обещал Рай каждому, кто искренне произнес шахаду. А, как известно Абу Хурайра принял ислам и присоединился к пророку уже после ниспослания всех религиозных предписаний. Мнение Абу Ханифы, что вера есть словесное утверждение (икрарбиллисан) и сердечное признание (тасдыкбилджанан), то есть вера и деяния вещи разные и доказательство этому то, что во многих случаях с верующего снимается обязанность деяний, но нельзя сказать, что с него снимается обязанность веры. Пример: женщина оставляет намаз во время месячных, однако обязанность веры постоянна [10, с. 196–198]. В «Рисаля» оставивший должное деяние (амал) не есть оставивший веру (тасдык), ибо верующим он стал без деяния. И если бы тот, кто оставил деяние, приравнивался к тому, кто оставил веру (тасдык), то, оставив деяния, он утрачивал бы статус верующего [10, с. 185]. Кто верует, но не совершает деяния, тот находится в воле Аллаха. Если тот пожелает, то накажет или помилует [10, с. 128]. В «Фикхульабсат» упоминается, что, если человек в стране многобожников признает лишь Аллаха и веру, но ничего не знает из религиозных обязанностей и законов и не признает их, то он – верующий [10, с. 105–106]. Сторонники первого и второго мнений считают, что выполнение деяний – показатель совершенства веры, а не ее основы. Деяния оказывают влияние на ослабление и усиление веры, именно это служат столпом, доводящим веру до совершенства [7, с. 184–185]. Отметим, что, если вера составная, то отсутствие одной из ее частей (например, деяний) сводит ее к нулю [8, с. 116]. Но обе стороны согласны, что с отсутствием одной из частей, исчезает только совершенство и полнота веры [9, с. 277].

Ясно, что на самом деле данное разногласие носит терминологический характер – в его основе лежит разногласие в определении веры и подходе к изучению данного вопроса. Богословы-ханафиты рассматривали веру с точки зрения комплекса догматов, который обязан признавать каждый мусульманин. Другие богословы рассматривали веру с точки зрения ее проявлений [7, с. 187].

Несмотря на разногласия все три группы единогласны:

  1. Словесное признание без подтверждения сердцем недостаточно – это лицемерие.
  2. Для признания человека верующим, необходимо его устное свидетельство [7, с. 185]. В противном случае он признается неверным. Кто уверовал на словах, но не сердцем перед Аллахом, является неверующим; кто же уверовал сердцем, хоть и не говорит об этом вслух, тот перед Аллахом все равно верующий, но для людей – неверующий [10, с. 13].
  3. Верующий грешник в конечном счете выйдет из Ада.
  4. Верующий должен подтверждать свою веру словами и делами.
  5. Верующий, оставивший деяния, – грешник, достойный наказания Аллаха.
  6. Совершающий большой грех, но не считающий его дозволенным, остается верующим [7, с. 185].

Богословы определили четыре вида веры: «врожденная вера», которая есть у любого новорожденного; «традиционная вера», присущая представителю той или иной конфессии или этноса; «рациональная вера» (на доводах); и «истинная вера», полученная в результате духовного опыта. Отметим, что традиционная вера очень слаба, т.к. не предполагает наличие доказательств. Есть опасение, что человек легко может ее лишиться. Поэтому необходимо ее укреплять с помощью Корана и Сунны и рациональных доводов [7, с. 187–188].

Подытожим: чем больше вера людей и чем легче их прегрешения, тем более легким мукам в аду они подвергнутся и тем меньше времени будут там оставаться, если их не простит Аллах. И наоборот: чем более тяжкими окажутся их грехи и чем слабее будет их вера, тем более тяжкие и долгие муки они испытают. Сказал пророк, что шахада принесет пользу в один из дней, даже, если это случиться после того, как его постигнет наказание в День Воскресения [12, с. 225]. Согласно суре 46 «Пески», аят 19 (также 3:163, 4:95, 4:145, 6:132) Рай и Ад имеют ступени, то есть вознаграждение и наказание для каждого будет отличаться в зависимости от решения Аллаха [11, с. 400]. На это же указывают хадисы пророка о том, что для сражавшихся на пути Аллаха уготовано сто ступеней в раю [3, с. 532], а место в раю Коран-хафиза будет там, где он прочтет последний аят [15, с. 391].

Пророк отметил, что никого не введут в рай дела его, если только Аллах не окажет ему Свою милость и не проявит по отношению к нему милосердие, то есть никто не войдёт в Рай, благодаря своим делам, но только, благодаря милости Аллаха [13, с. 753–754].

Добавим, что были группы ‒ это му’тазилиты и зайдиты, которые установили промежуточную степень между верой и неверием – фиск. Они считали: если человек–грешник умирал, находясь на этой ступени, не покаявшись, то он попадал навечно в Ад как неверующий [1, с. 80].

Изменение степени веры

О возможности увеличения степени веры неоднократно говорится в Коране (3:173, 8:2, 9:124–125, 19:76, 48:4, 74:31) или ее уменьшения [16, с. 100]. Упоминаются хадисы пророка, в которых приведены его слова «не уверует» (см. раздел о хадисах пророка), что означают отсутствие полноты веры. [9, с. 279]. Кто считал деяния частью веры, тот допускал увеличение или уменьшение ее степени. Кто же не считал их частью веры, тот говорил о неизменности веры и равенстве всех в ней. Кто считал основой веры подтверждение сердцем, тот не допускал уменьшения веры [16, с. 100].

Таким образом, вопрос о степенях имана вызвал и вызывает немало споров среди ученых. Однако среди ученых людей сунны и общины эти споры касаются не сути, а формы. Если одни утверждают, что иман может быть высокой или низкой степени, то другие считают, что суть имана одна, но относящиеся к нему дела, действия могут быть высокой или низкой степени [5, с. 83].

Совершение греха

Актуальным остается вопрос совершения греха верующим. Если человек считает, что совершение этого греха позволительно, то он становится неверующим, так как противоречит в этом словам Аллаха и Его посланника. Никто из ученых не говорил, что позволительно не совершать тех действий, которые иман требует совершить [5, с. 30], все они считали, что верующий, по причине совершения тяжких грехов, остается верующим, и его решение Аллах, может простить, а может наказать. Те из имамов, которые считали, что оставление намазов не является неверием, приводили в подтверждение своего мнения различные доказательства. Сунниты (и «умеренные салафиты» в том числе) единогласны в том, что верующий, отказывающийся исполнять предписания религии – грешник, и заслуживает наказания [9, с. 267]. В суре 4 «Женщины», 48 аят, Аллах обещает простить все грехи, кроме греха многобожия. Пока человек открыто не заявляет о своем неверии, он не может считаться неверным по причине несовершения религиозных обрядов. Надо отметить, что эти обряды таят в себе несомненную пользу для человека и способствуют достижению нравственного совершенства [1, с. 88]. Сунниты единогласны, что грешник получит наказание в Аду согласно совершенным грехам, если Аллах не простит ему, но после выйдет из Ада. Но даже мгновение пребывания в Аду ‒ это величайшее страдание. Кто осознанно повторяет грех может привыкнуть к нему и начать оправдывать его внутренними доводами, которые впоследствии могут привести к отрицанию того, что данный грех запрещен. В этом случае человек становится неверующим [5, с. 133]. О единобожниках мы не можем засвидетельствовать, что они есть непременно обитатели Рая или Ада. Мы надеемся на милость Аллаха в отношении их, но и боимся за них [10, с. 64]. И нам лучше нужно молить об их прощении по двум причинам. Первая ‒ то, что они верующие. Вторая – мы не уверены в наказании их Аллахом [10, с. 42]. Так как, то, что находится в сердце, знает лишь Аллах; кто же претендует на это знание, тот претендует на знание Аллаха. Кто считает, что знает все, что есть в сердце человека и вне его, о чем ведает только Аллах, тот совершает великий грех и обрекает себя на Ад и неверие [10, с. 60]. Судьба того, кто, совершив злодеяние, исключая многобожие и неверие, не покаялся в нем, но умер, будучи верующим, решится волею Аллаха. Если Он пожелает, то накажет адом, если пожелает, то простит. Пророк будет заступаться за верующих грешников и великогрешников среди них [10, с. 171, 175]. Хариджиты и му’тазилиты толкуя хадисы, в которых совершение грехов (не выводящих из ислама) называется неверием, говорят, что, если бы деяния не были частью веры, то совершающие подобные прегрешения, оставались бы, согласно хадисам, верующими, но, поскольку глубоко верующий не может совершать подобные прегрешения, согласно этому хадису, грехи выводят его из состояния веры. Традиционные сунниты считают, что у человека во время совершения подобных грехов нет совершенной веры, как у верующего, который их не совершает. Но, если в момент совершения этого действия, он считает таковое дозволенным, то не является верующим [1, с. 81–82]. Верующий может совершать большой грех: в суре 49 «Комнаты», 9 аят, Аллах называет сражающихся друг с другом мусульман верующими [1, с. 90]. В суре 4 «Женщины», 16 аят, Аллах не лишает прелюбодеев имени «верующий» [10, с. 68], и это подтверждает хадис, говорящий о том, что если верующий блудит, то от него уходит вера, словно снимается рубаха, но, если он покается, то вера возвращается к нему [10, с. 66]. Ученые говорят о том, что запрещено говорить о том, что кто-либо из мусульман попадет в Рай или Ад (кроме тех, о ком пришли соответствующие священные тексты). И поэтому человек должен всегда испытывать надежду и страх в отношении себя и своих дел [5, с. 186–187]. Один из известных ханафитских ученых Ибн Нуджайм сказал: «Если в этом вопросе имеется девяносто девять аргументов объявить кафиром, но есть хоть один аргумент не делать этого, нужно оставить те девяносто девять и взять тот один» [18, с. 246].

Различное понимание сущности веры ведет к тому, что заблудшие мусульмане начинают обвинять друг друга в неверии и их, используют в различных военных конфликтах в Афганистане, Чечне, Сирии и т.д. И из-за их преступлений у многих сложилось представление, что Ислам ‒ это религия жестокости, убийств, терроризма и экстремизма, которая насаждается насильно. И это одна из причин развала Османского халифата, после развала которого страны, входившие в него стали колониями немусульманских стран [17, с. 126, 144].

Заключение

Понятие веры – одно из центральных и спорных в исламе. Неопределенность Корана и Сунны пророка в этом вопросе привела к различному пониманию сущности веры и ее элементов. Это внутреннее убеждение, словесное признание и совершение деяний [16, с. 100]. С течением времени появились различные группы, которые пытались дать толкование понятия «иман». Мурджииты считали, что деяния человеком не имеет отношения к его вере, что приводило к тому, что они начали совершать акты неверия и представлять потенциальную опасность для окружающих. Они противопоставляли себя хариджизму – другой крайности, последователи которого считали деяния сутью веры и поэтому совершение грехов и оставление деяний выводит человека из ислама [4, с. 144]. Му’тазилиты попытались занять серединную позицию в этом вопросе и установили промежуточную степень между верой и неверием – фиск. Они считали, что, если человек фасик (грешник) умирал, находясь на этой ступени без покаяния, то навечно попадал в ад как неверующий, но тоже ошибались. Последователи Ахлю-c-Суннауаль-Джамагати разошлись в том, входят ли деяния в состав веры. Большинство сходилось в том, что суть имана – это подтверждение сердцем и словом, а деяния являются показателем его полноценности.

Иман – условие принятия деяний Аллахом. Если же человек произносит свидетельство таухида, веруя сердцем, но не подтверждая делами, его иман не является полным. Разногласие между Ахлю-c-Суннауаль-Джамагати носит терминологический характер. В его основе лежит разногласие в определении веры и подходе к изучению данного вопроса. Богословы-ханафиты рассматривали веру с точки зрения комплекса догматов, который обязан признавать каждый мусульманин. Что же касается остальных богословов, то они рассматривали веру с точки зрения ее проявлений. Следовательно, ислам (предать себя богу и покориться) есть начало, вера – середина, а благодеяние – совершенство [19, с. 52]. При этом веры – иман без действия – ’амаля, недостаточно для спасения и обретения вечного счастья. Чтобы достигнуть совершенства в вере и довольства Аллаха, необходимо выполнять религиозные обряды и совершать богоугодные дела. Свет имана необходимо оберегать от внешних воздействий. Его нужно постоянно подкреплять и усиливать, а это достигается только через поклонение и другие благочестивые дела.

Человечество сотворено не только для веры, но и для совершения деяний и служения Аллаху (Сура 51 «Рассеивающие», аят 56, Сура 67 «Власть», аят 2). Связь между Аллахом и человеком, ослабевая, может исчезнуть и совсем, если верующий не совершает поклонения и нарушает запреты Аллаха, довольствуясь лишь верой сердцем. Отметим, что традиционная вера основана на подражании действиям родителей и окружающих людей, однако человек персонально ответственен за то, чтобы укрепить свою веру делами, мыслями, словами и поведением, основанными на Коране и Сунне. Традиционную веру могут поколебать взгляды и призывы атеистов или представителей иных конфессий, поэтому необходимо оберегать веру, опираясь на предписания религии и используя, где необходимо, доводы разума. Человек становится неверующим, если ему не нравится какой-то вид поклонения, и он начинает надсмехаться над ними, или, если он пренебрегает совершением поклонения, только из-за того, что Аллах приказал это, или же совершает грехи, не признавая или отрицая Аллаха, зная, что Им это запрещено. Верующий никогда не должен впадать в состояние уныния и терять надежду [1, с. 91–98]. Мусульманин должен знать, что, не соблюдая предписания религии, он не может надеяться на заступничество, а заслужить его и стать достойным его можно только через соблюдение заповедей Аллаха.

Пророк сказал своей дочери: «О, Фатыма, трудись (только ради довольства Аллаха), совершенно ясно, я не смогу отвести от тебя ни капли гнева Аллаха» [1, с. 276].

В вопросе о степенях имана среди ученых людей сунны и общины эти споры касаются не сути, а формы. Если одни утверждают, что иман может быть высокой или низкой степени, то другие считают, что суть имана одна, но относящиеся к нему дела, действия могут быть высокой или низкой степени.

В вопросе совершения греха верующим представители Ахлю-c-Сунна уаль-Джамагати полагают, что, если человек считает, что совершение этого греха позволительно, то он становится неверующим, так как противоречит в этом словам Аллаха и Его посланника. Никто из ученых не говорил, что позволительно не совершать тех действий, которые иман требует совершить [5, с. 30]. Все сунниты считают, что верующий, совершающий тяжкие грехи, не теряет веру, и его судьба зависит от Аллаха, который либо простит его, либо накажет. Надо отметить, что отказ следовать прямым путем (слова и дела) свидетельствует либо об отсутствии веры, либо о ее слабости. Отметим, что, чем больше вера людей и чем легче их прегрешения, тем более легким мукам в аду они подвергнутся и тем меньше времени будут там оставаться, если их не простит Аллах. И наоборот: чем более тяжкими окажутся их грехи и чем слабее будет их вера, тем более тяжкие и долгие муки они испытают.

Сказал пророк, что шахада принесет пользу в один из дней, даже если это случится после того, как его постигнет наказание в День Воскресения [12, с. 225]. Согласно суре 46 «Пески», аят 19 (также 3:163, 4:95, 4:145, 6:132) Рай и Ад имеют ступени, то есть вознаграждение и наказание для каждого будет отличаться, в зависимости от решения Аллаха [11, с. 400]. На это же указывают хадисы пророка о том, что для сражавшихся на пути Аллаха уготовано сто ступеней в раю [3, с. 532], а место в раю Коран-хафиза будет там, где он прочтет последний аят [15, с. 391].

Подытожим:

  1. Вера (иман) – это признание сердцем и принятие языком. Деяния людские не являются частью веры, а являются показателем ее совершенства.
  2. Суть веры (иман) не возрастает и не убывает. Возрастают и убывают богобоязненность, праведные деяния человека.
  3. Верующий, совершивший тяжкий грех (кабира), не лишается веры [4, с. 98].

 

 

Список использованных источников

 

  1. Муртазин М. Ф. Исламское вероучение. Акыда. М.: Маска, 2011. 320 с.
  2. Аль-Бути, Мухаммад Саид Рамадан. Салафия / пер. с араб. И. Попов. М.: Издательский дом «Ансар», 2008. 240 с.
  3. Муслим. Сахих Муслим / перевод А. Нирша. М.: Умма, 2011. 1216 c.
  4. Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы: учеб. пособие. Казань: Хузур-Спокойствие, 436/2015. 336 c.
  5. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Хадисы и Жизнь. Т.2. Книга об Исламе и Иймане / Ответ. ред. А. В. Полосин. М.: Хилал, 2013. 320с.
  6. سعيد فودة · الشرح الكبير علي العقيدة الطحاوية ·بيروت: دارالذخائن، د·س·─ ج2·─ 1480 ص·
  7. Адыгамов Р. К. Исламское вероучение: учеб. пособие. Казань: Иман, 2010. 231 с.
  8. Бабирти А. Толкование акидыат-Тахави / Пер. с араб. Р. К. Адыгамов. Казань: РИИ, 2015. 205 с.
  9. Ибн Аби аль-‘Изз аль-Ханафи, Али бин Али бин Мухаммад / Комментарии к вероучению имама ат-Тахави (упорядоченное изложение) / Пер. с. араб. Салих бин Абдуррахман аль-Хусайн. ‒ Б.м.: Хикма, 2014. 488 с.
  10. Абу Ханифа. Трактаты по вероучению / Пер. на рус. Батров Р. Г. М.: Маска, 2010. 212 с.
  11. Ибн Касир. Толкование Корана Т.1. / пер. A. А. Шипилиной. М.: Аль-Китаб, 2015. 768 с.
  12. Аль-Хаками, Хафиз бин Ахмад. 200 вопросов по вероучению ислама / Пер. с араб. А. Нирша. 4-е изд., стереотип. М.: Умма, 2011. 280 с.
  13. Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари / Пер. А. Нирша. М.: Умма, 2011. 960 с.
  14. Абдулаев Мухаммадариф. Абу Хурайра ад-Давси аль-Ямани (Электронный ресурс). URL: http://islamdag.ru/lichnosti/26874.
  15. Ан-Навави. Сады праведных / Пер. A. Нирша. М.: Изда­тель Эжаев, 2011. 768 c.
  16. Негря Л. В., Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991. 315 с.
  17. Рамазанов Курамухаммад-хаджи. Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах. 2-е изд. / Пер. с аварского У. Г. Магомедова. Махачкала: ДУМД, 2008. 200 с.
  18. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Васатыя / Отв. ред. А. В. Полосин. М.: Хилал, 2010. 320 с.
  19. Аш-Шахрастани М. Книга о религиях и сектах. Ч. 1 Ислам / Пер. с араб. С. М. Прозоров. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1984. 272 с.

 


 

Fatkhullin Ramis

postgraduate Student, Theological Faculty, Russian Islamic Institute, Kazan

  

DEFINITION OF FAITH IN THE SUNNI REVIVAL: THEOLOGICAL DISPUTE AND THE WAYS OF ITS DECISION

  

The article considers the term «faith» in the Sunni doctrine, as well as the point of view of the Murjites and Kharijites on this issue. The cornerstone question of the Sunni doctrine is related to the fact that it enters into the concept of «faith» from the deeds of the heart, words and practical actions associated with it. Based on the content of the theological concept of faith, the questions of changing the degree of faith and the position of the believer committing great sins are analyzed.

  

Key words: faith, tawhid, unbelief, Iman, kufr, Sunnis, Murjits, Kharijites, Mu’tazilites.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Фатхуллин Р. А., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *