СУДЫ ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ И ПО ШАРИАТУ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: В статье рассматривается особенности функционирования традиционной судебной системы в Абхазии, действующей на основе обычного права (адата). Изучаются основные причины по препятствующие широкому распространению норм шариатского права в Абхазии.

Выпуск: №2 / 2018 (апрель — июнь)

УДК: 340.5:342.56

Автор(ы): Логинов Анатолий Викторович
аспирант, кафедра государства и права, Абхазский государственный университет, г. Сухум, Республика Абхазия

Страна: Республика Абхазия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Логинов А. В. Суды по обычному праву и по шариату на территории Республики Абхазия: история и перспективы [Электронный ресурс] / А. В. Логинов // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

На территории Абхазии традиционно действовали два суда по обычному праву:

  1. Княжеский (дворянский) суд,
  2. Уды Старейшин/Аксакалов (также называемые медиаторскими/народными/примирительными судами).

Суд Старейшин мог созываться в зависимости от свойств конкретного дела. Судьи выбирались на пожизненный срок путем голосования на общем собрании общины.  Характерно, что данный суд собирался по решению главы общины и в его состав входило различное количество судей, продиктованное сложностью и важностью дела. Судей выбирали пожизненно путем открытого голосования на собрании всех членов общины.

В компетенцию Суда старейшин входили следующие категории дел: конфликты между членами одной общины, кровная месть, воровство, супружеская неверность, неисполнение договора.

Княжеский суд в свою очередь представлял из себя типичный феодальный суд и преимущественно занимался разрешением уголовных дел. При этом за Владетельным князем сохранялось право решающего голоса при равном количестве голосов судей. Если же Владетельный князь не присутствовал лично на процессе, то судьи излагали ему свои позиции, и он выносил окончательное решение по делу.

Также существовали постоянно действующие Медиаторские (посреднические) суды «Анышва-ахваз» (абх. «давшие присягу»), которые разрешали как уголовные, так и гражданские дела.

Необходимо отметить, что в годы нахождения Абхазии под протекторатом Турции суды также начинают руководствоваться нормами шариата. Судьи должны были быть не только знатоками адата (обычного права) и шариата, но и их толкователями. Также присутствовал «прецедент» в вынесении решений по схожим делам [12, с. 117]. При этом прецедент был источником права вплоть до завоевания региона Россией, так как адат опирался в первую очередь на решения судов или народного схода [16, с. 7].

Впрочем, это было типичным для Кавказа явлением, когда одни и те же суды рассматривали судебные иски и по адатному, и по мусульманскому праву [16, с. 16]. При этом необходимо отметить, что практически все конфликты (уголовные и гражданские) продолжали разбираться в Абхазии по адату, а не по шариату [10, с. 6]. Ш. Д. Инал-ипа также указывает на то, что все уголовные (кража, грабеж, убийство, месть) и гражданские дела (наследство, семейные споры) решались судом по обычаю [6, с. 439].

В данный период для Кавказа в целом (для народов исповедующих ислам) было характерно разделение подсудности между шариатом (в части гражданского, брачно-семейного и наследственного права) и обычным правом (уголовное право). Вызвано это, в первую очередь тем, что нормы шариата существенно ограничивали такой правозащитный институт обычного права как «Кровная месть» [9, с. 100]. Коран гласит «…Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь.»  (17:33).

Необходимо отметить, что по шариату за жизнь убитого предлагалось выплачивать денежную компенсацию, в то время как по адату действовал принцип соразмерного ущерба (жизнь за жизнь). Выше мы уже отмечали, что деление подсудности между судом по шариату и обычному праву характерно для регионов Кавказа. Так, например, в 1741 г. жители села Асса передают в ведомство шариатского суда все тяжбы (за исключением убийства и кражи) [7]. Вместе с тем проблему введения денежных компенсаций и отмены ряда норм обычного права (включая и кровную месть) смогла решить лишь Российская Империя, запретив использовать в судах нормы обычного права и шариата, противоречащих российскому праву [14, с. 216]. Необходимо отметить, что Россия попыталась создать смешанную систему, прибавив к адатно-шариатной российскую юрисдикцию, что было необходимо для подготовки населения к переходу к жизни в российском правовом поле.

Касаемо же деятельности судов в Абхазии, Н. Дубровин отмечал, что стороны были вправе сами выбрать суд, и, разумеется, выбирали выгодную себе систему правосудия. Так по щариату все были равны (кровь дворянина и крестьянина равнозначны), по адату же «кровь князя стоила дороже крови дворянина», а дворянина – «дороже простолюдина». Именно в силу данной причины, а также в силу малого распространения ислама среди народа, на практике к шариату прибегали редко и, даже в регионах с преимущественно мусульманским населением судебные дела предпочитали решать на основании адата [5, с. 79]. Е. Б. Гучуа также полагала, что, очевидно, ориентируясь на свое сословие, стороны выбирали источник, на который будут ссылаться в суде: таким образом, в большинстве судебных дел, даже в регионах исповедующих ислам, судьи отдавали предпочтение адату [4, с. 63].

Ф. Ф. Торнау отмечает, что религиозные суды в Абхазии, призванные решать дела в соответствии с нормами шариата, на практике решали их, руководствуясь не нормами Корана, но в соответствии с адатом. При этом шариатский суд обыкновенно состоял из числа «почетных князей и дворян, сильных и уважаемых в народе», которых избирали стороны в равном количестве [17].

Таким образом, можно прийти к выводу, что, поскольку шариатский суд (араб. «махкама шария») – суд, который действует на основании норм мусульманского права, абхазские «суды шариата» фактически не имели ничего общего с исламской системой правосудия, так как осуществляли свою деятельность на основании норм обычного права, а не шариата. Е. Б. Гучуа также подтверждает данный вывод. Она полагает, что «Шариатские суды в Абхазии существовали лишь номинально, в основе решений почти всегда были нормы обычного права» [4, с. 80]. Однако, М. Э. Цугба считает, что после присоединения Абхазии к России «сложилась ситуация, когда на одном и том же пространстве действовало обычное право, шариат и общероссийские законы». При этом подчеркивается, что нормы шариата применялись «как правило, в высших сословиях» [18].

Нормы обычного права при этом продолжали действовать и во времена Российской Империи, и в период СССР. При этом Россия и Грузия после присоединения Абхазии к России вели политику по возвращению абхазцев в лоно православной церкви [15], что вкупе с насильственным выселением противостоящих царской власти мусульман [2; 3] также не способствовало развитию шариатского правосудия.

В современной Абхазии возрождение обычного права и системы народного правосудия связывается с кризисом государственной власти и правоохранительной системы, вызванными военными действиями (борьбе за независимость) с одной стороны и разрушением СССР (в том числе советских органов государственной власти, в частности системы правоохранительных органов) – с другой стороны [1, с. 281;11, с. 3]. При этом в данный момент в Абхазии продолжает действовать Совет Старейшин, который можно рассматривать в качестве суда по обычному праву [13, с. 32–33]. Ярким примером его работы можно назвать сход в 2012 г., когда население одного из сел выступило с предложением о создании «совета села», наделенного правом вершить правосудие на основании обычного права [8, с. 175–176]. О восстановлении шариатского правосудия в Республике Абхазии говорить сегодня не приходится, так как в отличии от Республик Северного Кавказа в ней не было никаких попыток по его возрождению ни со стороны общества, ни со стороны государства. Однако, учитывая тот факт, что зарубежная абхазская диаспора преимущественно исповедует ислам, невозможно отрицать, что при удачной политике по их возвращению в Абхазии будет потребность и в восстановлении института правосудия по шариату как наиболее близкого в культурном и правовом средстве разрешения конфликтов для репатриантов.

 

 

Список использованных источников

   

  1. Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: Обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М.: Вост. лит., 2002. С. 281.
  2. Вардания Г. Из истории возникновения Кавказской диаспоры (абхазы и адыги) [Электронный ресурс] // Кавказ и глобализация. 2007. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-vozniknoveniya-kavkazskoy-diaspory-abhazy-i-adygi (дата обращения: 12.03.2018).
  3. Гицба Х. Д. Присоединение Абхазии к России в 1810 г: основные этапы и причины [Электронный ресурс] // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2, № 7. URL: http://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Gitsba-Hamida-Daurovna.pdf (дата обращения: 13.03.2018).
  4. Гучуа Е. Б. Становление и развитие государства и права Абхазии: дис. … канд. юрид. наук / Гучуа Екатерина Борисовна. М., 2011. С. 63, 80.
  5. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1, кн. 2. СПб.: Тип. департамента уделов, 1871. С.79.
  6. Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми: Алашара, 1965. С. 439.
  7. Казиев Ш. М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке [Электронный ресурс]. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kaziev-shapi-magomedovich/povsednevnaya-zhiznj-gorcev-severnogo-kavkaza-v-xix-veke/6 (дата обращения 19.03.2018).
  8. Камкия Ф. Г. К вопросу об особенностях правовой системы Абхазии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 175–176.
  9. Касторский Г. Л. Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведению: дис. … д-ра юрид.  наук / Касторский Геннадий Львович. М., 2003. С. 100.
  10. Куправа А. Э. Из истории абхазской традиционной культуры. Кн.1. М., 1998. С. 6.
  11. Логинов А. В. К вопросу о реализации принципа «осуществления правосудия только судом» на территории Российской Федерации и Республики Абхазия [Электронный ресурс] // Современный мусульманский мир. 2018. № 1. URL: https://islamjournal.ru/wp-content/uploads/2018/02/ID24.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
  12. Логинов А. В. Обычное право абхазцев: судопроизводство в народных судах в доправовой период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (53). С. 117.
  13. Логинов А. В. Проблема соотношения действия институтов обычного права в средние века и в современном абхазском обществе // Вестник Владикавказского научного центра. 2015. Т. 15, № 1. С. 32–33.
  14. Свечникова Л. Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Ставрополь: Ставропол. гос. аграрный ун-т, 2003. С. 216.
  15. Татырба А. Ислам в Абхазии (взгляд сквозь историю) [Электронный ресурс]. URL: http://apsnyteka.org/1174-tatyrba_a_islam_v_abkhazii.html (дата обращения: 13.03.2018).
  16. Светское государство, мусульманское и традиционное право на северном Кавказе. М.: Фонд перспективных исследований «Бастион», 2012. С. 7,
  17. Центральный государственный военно-исторический архив. Ф. 482. Д. 57. Л. 7–11.
  18. Цугба М. Э. Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов в XIX – начале ХХ вв. (соотношение обычного права и законодательства Российской империи): автореф. дис. … канд. юрид. наук/Цугба Марина Энверовна. М., 2010. 25 с.

 


 

Loginov Anatolii

Postgraduate student, Department State and Law, Abkhazian state University, Sukhum, Republic of Abkhazia

  

COURTS IN CUSTOMARY LAW AND SHARIA IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA: HISTORY AND PROSPECTS

 

The article deals with the peculiarities of the functioning of the traditional judicial system in Abkhazia, acting on the basis of customary law (adat). The main reasons for obstructing the wide dissemination of Sharia law in Abkhazia are being studied.

 

Key words: customary law, adat, sharia, Court of Elders, Aksakal Court, Princely Court, Abkhazia.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Логинов А. В., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *