СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХАЛЯЛЬ-ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация: Международный рынок халяльных продуктов расширяется вместе с ростом исламского населения и распространением мусульманских традиций и имеет большие перспективы. В статье рассматриваются особенности развития халяль-туризма в России. Анализируются основные требования и проблемы развития данного направления туризма, а также деятельность халяль-предприятий Республики Татарстан.

Выпуск: №1 / 2017 (июль — сентябрь)

УДК: 332.15

Автор(ы): Биктимиров Нияз Миннахматович
кандидат географических наук, доцент, кафедра Исламской экономики и управления, Российский Исламский институт
Казань, Россия

Рубцов Владимир Анатольевич
доктор географических наук, профессор, кафедра сервиса и туризма Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Россия

Мухаметзянов Ильяс Мулланурович
кандидат филологических наук, доцент, Российский Исламский институт
Казань, Россия

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Биктимиров Н. М. Современное состояние халяль-туризма в Республике Татарстан [Электронный ресурс] / Н. М. Биктимиров, В. А. Рубцов, И. М. Мухаметзянов // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2017. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Об исламском туризме как о новом социальном феномене, в той или иной степени связанном с догматикой и практикой ислама, заговорили ещё в конце 80-х гг. XX в. Индустрия Халяль в Российской  Федерации берет свое начало в 2002 году по инициативе Совета муфтиев России.

Предлагается разграничить религиозный туризм на духовный, халяль-туризм, паломничество и религиозный (исламский) туризм, имеющий отношение к посещению «святых мест», культовых объектов и так далее. Ученые Д. А. Гусенова, З.-Б. Т. Алиханова считают, что Россия, имеющая в своей политико-географической конфигурации мусульманские регионы, располагает огромным потенциалом развития этих направлений в религиозном туризме [1].

Общемировой оборот индустрии Халяль по современным оценкам составляет свыше 2 триллионов долларов. Считается что вхождение России в  ВТО будет способствовать развитию халяль-туризма, хотя для развития   Халяль-туризма в стране требуется большой период времени.

Халяль-туризм и отдых – вид туризма, ориентированный на мусульман, предоставляющий возможность отдыхать в соответствии с нормами Ислама. Размещение при халяль-туризме осуществляется в отелях, которые предлагают только безалкогольные напитки, вся еда соответствует стандарту Халяль, и для мужчин и женщин существует раздельная инфраструктура. Например, раздельные пляжи и бассейны. Кроме перечисленных особенностей, в Халяль курортах объявляются времена намазов и имеются молельные комнаты, а в некоторых – даже и мечети. Гостям также предлагаются специальные экскурсионные программы по местам, связанным с историей Ислама. Для вечернего времяпровождения отдыхающие могут выбрать отдых без музыки,  при необходимости организуются развлечения и мероприятия в рамках норм Ислама [2].

Растёт также производство и предложение косметических, фармацевтических товаров, финансовых услуг, ориентированных на мусульманское население.

Примечательно, что для халяльного туризма не существует конкретного определения, обычно под ним понимают туристический продукт, подразумевающий услуги по размещению в соответствии с нормами ислама. И несмотря на то, что 60–70 % клиентов данной группы отелей являются немусульманами. В подобных халяль-отелях, как правило, соблюдается строгий дресс-код и не допускается, чтобы мужчины и женщины сталкивались в общественных местах [1,с.49].

Выбор продовольственных товаров для всех потребителей обусловлен социальными нормами и традициями. Религиозные правила влияют на выбор продуктов питания, принуждая отказываться от определённых видов мяса. Поэтому потребление мяса и мясопродуктов часто может быть ассоциировано с религиозными традициями и ритуалами.

Следует отметить, что уровень доверия к таким продуктам тем выше, чем выше уровень знания принципов и правил Халяль у потребителей.

Одной из важнейших характеристик качества для потребителей культурно обусловленных товаров является доверие тем производителям и продавцам, которые соблюдают все принципы и правила забоя, производства, хранения и продажи мяса и мясопродуктов [2].

Компания The Rezidor Hotel Group, владелец таких сетей-отелей, как Radisson Blu и Park Inn, считает, что в ближайшие 10 лет спрос на отдых по шариату будет расти на 20 % ежегодно. Даже в McDonald`s сегодня предлагаются халяльные блюда [3].

Потенциал международного рынка халяльных продуктов растёт вместе с ростом исламского населения и распространением мусульманских традиций.

На сегодняшней день на Земле проживают 1,8 млрд.мусульман. По данным экспертов, мусульманское население мира к 2050 году составит более 2652,5 млн. человек, то есть около 29% от всего населения мира. Для сравнения: в 1950 году количество верующих мусульман не превышало 17,5%.

Одновременно с этим потребители, которые никак не относятся к мусульманской религии, предпочитают покупать подобные товары, поскольку воспринимают их как экологически чистые, органические. Такие тенденции характерны как для международного рынка, так и для России.

В России основными каналами потребления халяль-еды являются гипермаркеты «Ашан», магазины оптово-розничной торговли «Метро», магазины, расположенные на территории мечетей в г. Москва и Московской области, специализированные магазины Халяль на продовольственных рынках.

Отмечается, что тенденции форм религиозного туризма могут различаться между приверженцами разных конфессий. [4]. Данные Всемирной туристской организации показывают некоторую пассивность граждан мусульманских государств в плане выездного туризма. Так, в соответствии с докладом-отчётом ВТО большая часть расходов путешественников  за последние годы приходится на немусульманские страны, в числе которых: Китай, Германия, США, Великобритания, Россия, Франция, Канада, Япония, Австралия, Италия [5].

В России предлагаемые халяль-туры, как правило, дороже обычных туров, а если учесть, что мусульманка не может путешествовать одна без сопровождающего, то цена соответственно возрастает в 2 раза.

Анализируя в целом ситуацию обмена туристами между мусульманскими государствами и РФ, следует отметить отрицательное для России сальдо. Совершенно очевидно, что жители мусульманских государств не спешат посетить нашу страну с туристскими намерениями. И одной из причин этого является как раз отсутствие так называемой «халяль-инфраструктуры» [1].

Татарстан, более половины численности населения которого являются мусульманами, как один из экономически высокоразвитых регионов России имеет для развития халяль-туризма огромный потенциал.

Столица Татарстана – Казань считается одним из центров России, где успешно развивается халяль-туризм. Здесь работают несколько туроператоров и туристских фирм, организующих поездки в Саудовскую Аравию в «Хадж» и «Умра», в лучшие санатории, пансионаты и курорты в разных странах мира. Такой отдых организуют: ДУМ РТ ХАДЖ, OOO Хизмет Тур (Дум Татарстана), туристская компания «Халяль-Тур», ООО ТДМ (Дум Татарстана), Центр Мусульманского туризма и отдыха «РАХАТ». Турагентство «Саяхат Тур», специализирующееся на внутреннем туризме, занимается организацией 36 различных видов экскурсий по г. Казань.

Большую работу в регионе для развития халяль-индустрии в целом  проводит комитет по стандарту «Халяль» Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Республики Татарстан. В компетенции комитета входят: сертификация предприятий выпускающих халяльную продукцию, контроль за производством халяль-продуктов и многие другие мероприятия. Уже сегодня в г. Казань шьется одежда с соблюдением канонов Ислама, есть клиники которые обслуживают только мусульман, также есть клиники, где работают только мусульмане, а принимают всех желающих. В Казани работают немало кафе, банкетных залов, магазинов, реализующие только халяль-продукцию, имеется агентство недвижимости, парикмахерские и стоматологии для мусульман.

В Татарстане в некоторых гостиницах и хостелах оборудованы специальные номера, отвечающие халяль-стандартам. В основном такие средства размещения расположены в г. Казань: Korston Club Hotel (5 звезд), Гольфстрим (4 звезды), Relita-Kazan Hotel (4 звезды), Bal Hotel (3 звезды), Олимп (3 звезды), Ногай (3 звезды), хостел Евразия. В бизнес-отеле «Татарстан» (3 звезды, г.Набережные Челны) есть 8 номеров, прошедших сертификацию по стандарту «Халяль» в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. В номерах данного бизнес-отеля гостям предоставляется специальный набор, в котором имеется Коран, четки, коврик для молитвы, платок или тюбетейка. Интересно, что тюбетейки остаются в подарок гостю, в то время как платки для женщин можно использовать много раз. Номера оснащены всеми необходимыми вещами для истинного мусульманина: в номерах присутствует кумган, обозначено направление  Мекки, отсутствуют картины с изображением животных и людей и алкогольная продукция. Необходимо отметить, что при выборе услуги «Халяль» стоимость номера не меняется.

Первый исламский банк на Западе,  появился в 1978 году в Люксембурге. Исламские подразделения открывают свои структуры для финансирования клиентов и в других неисламских странах, таких как США, Великобритании, Германии, Франции, Канаде,Австралии, Дании и т.д. В России традиционные банки не особенно стремятся привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа. Только в 2013 г. ОАО «Сбербанк России» согласился привлечь в общий пул 600 млн. долл. от «Invest AD» ОАЭ. Второй по значимости коммерческий банк Республики Татарстан – ОАО «АК БАРС» дважды привлекал исламские финансы (в 2011г. – 60 млн. долл, в 2014 г. – 100 млн. долл.). Инвесторы стран Персидского залива проявляют большой интерес к инвестиционному сотрудничеству с банковскими учреждениями России [6, с.421–422].

С  апреля 2016 года в Татарстане вместе с Центральным банком России начата активная работа над внедрением в РФ исламского банкинга.

Для осуществления этой цели Центробанк России и власти Татарстана составили «дорожную карту» по внедрению в России исламского банкинга.

Все это может дать новое дыхание для развития халяль-туризма в России, особенно в таких регионах,  как Татарстан, Башкортостан и в некоторых Северо-Кавказских республиках, где сконцентрировано мусульманское население.

 

Список использованных источников

 

  1. Гусенова Д. А. Духовность, туризм и паломничество в исламе / Д. А. Гусенова, З.-Б. Т. Алиханова // Исламоведение. – 2014. – № 1. – С.45–53.
  2. Кадерова, В. А.Модель взаимодействия участников рынка культурно-обусловленных товаров и организация каналов распределения / В. А. Кадерова, И. И. Скоробогатых // Логистика. – 2013. – № 7. – С. 46–49.
  3. Consuming passions [Электронный ресурс] // The Economist. May 25th 2013.– Режим доступа: http://www.economist.com/news/international/21578380-muslim-consumers-are-looking-beyond-traditional-religious-stipulations-meat-and
  4. Jafari J. Muslim world and its tourisms / J. Jafari, N. Scott // Annals of Tourism Research. –2014. – № 44. – P. 1–19.
  5. UNWTO Tourism Highlights. 2013 Edition [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. – Режим доступа: http://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2013.pdf
  6. Вахитов Г. З. Исламские финансовые институты и их роль в развитии мировой экономики / Г. З. Вахитов, Р. Р. Габбасов // Форум преподавателей мусульманских образовательных организаций: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Р. Р. Закиров. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2015. – C.421–422.

 


 

Biktimirov Niyaz Minnahmetov

Doctor of  Geography, associate Professor, Department Islamic Economics and Management, Russian Islamic Institute

Kazan, Russia

 

Rubtsov Vladimir

Doctor of  Geography, Professor, Department Service and Tourism, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga region) Federal University

Kazan, Russia

 

Mukhametzyanov Ilyas Mullanurov

Doctor of  Philology, associate Professor, Russian Islamic Institute

Kazan, Russia

 

THE PRESENT  SITUATION OF HALAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

 

The international market of  Halal products is growing simultaneously with the growth of the Islamic population and spread of Muslim traditions, and has great potential. The article considers features of development of Halal tourism in Russia. The authors analyze main requirements and problems of development of  this tourism direction, as well as activities of Halal enterprises in the Republic of Tatarstan.

Key words: tourism, the market for Halal products, Islamic tourism, Halal tourism

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Биктимиров Н. М., 2017

© Рубцов В. А., 2017

© Мухаметзянов И. М., 2017         

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *