ИЗАФЕТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация: Статья посвящена анализу именных словосочетаний – изафетных конструкций – в татарском языке. Изафет, как определительно-притяжательная конструкция, представлена тремя типами: сочетанием имен существительных в именительном падеже; сочетанием существительного-определения в именительном падеже и существительного - определяемого с аффиксом принадлежности третьего лица.

Выпуск: №1 / 2018 (январь - март)

УДК: 811.512.145

Автор(ы): Шарафутдинова Рузиля Талгатовна
преподаватель, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж малого бизнеса и предпринимательства», г. Казань

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Шарафутдинова Р. Т. Изафетные конструкции в татарском языке [Электронный ресурс] / Р. Т. Шарафутдинова // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

В татарском языке активно функционируют именные словосочетания. Вопрос о природе этих словосочетаний обсуждается в татарском языкознании издавна (М. З. Закиев (1963), Д. Г. Тумашева (1964), В. Н. Хангильдин (1954), Ф. А. Ганиев (1985), З. М. Валиуллина (1993) и др.). В грамматиках татарского языка XIX века имя существительное рассматривается в составе имен, описываются общие и морфологические категории (И. И. Хальфин, М. И. Иванов, И. Гиганов, А. Троянский и др.).

Имени существительному свойственна грамматическая категория принадлежности. Аффиксы принадлежности 1 и 2 лица выражают отношение предмета к определенному лицу. Формы 3 лица выражают отношение к лицу, например: аның дәфтәре “его тетрадь” или предмету йортның ишеге “дверь дома”.

Аффиксы принадлежности III лица стали предметом дискуссии ученых языковедов. Так, Д. Г. Тумашева пишет о наличии связи именного существительного в категории принадлежности с существительным в притяжательном падеже. Отношение может устанавливаться между компонентами. Первое существительное употребляется в именительном падеже, а второе существительное является предметом обладателя, например: баланың уенчыгы “игрушка ребенка”, әтинең сәгате  “часы отца” [8, с.62].

Имена существительные в категории принадлежности III лица могут вступить в синтаксическую связь с местоимением или именем существительным, например: аның китабы “его книга”, апаның китабы “книга сестры”.

Исследователи Ш. Рамазанов и Х. Хисматуллина рассматривают примеры, когда имя существительное в категории принадлежности может отдельно употребляться в предложении, например: Әхмәтнең язуы яхшы, сөйләве яхшы түгел. “У Ахмата правописание хорошее, а речь не очень” [7, с. 70].

Известный ученый М. З. Закиев делит именные словосочетания на следующие группы:

  1. имя, оформленное аффиксом принадлежности, с предшествующем ему именем в родительном падеже, например: малайның атасы “отец мальчика”, агачның ботагы “ветка дерева”.
  2. имя с аффиксом принадлежности, с предшествующем ему именем в основном падеже. Например: халык рухы “дух народа”, шәһәр бакчасы “городской сад”, печәк  кибәне “стог сена” [5, с. 66].

М. З. Закиев рассматривает татарские именные словосочетания на примере турецкого изафета. [4, с. 169]. Термин «изафет» заимствован тюркологами из арабского языкознания, где им обозначались определительно-притяжательные конструкции. Изафет, как грамматическое явление татарского языка, начинает рассматриваться в учебной литературе с 2000 года (Ф. С. Сафиуллина, К. С. Фатхуллова «Учебник татарского языка для 10 класса», 2000, 2005, 2006, 2012).

Так, изафет – это такая определительная группа, в которой определяемое, будучи всегда выраженным именем существительным, выявляется с точки зрения его принадлежности к другому предмету или различных форм отношения к нему. Изафет служит для выражения особого вида словосочетания-сочетания имен существительных, а также субстантивированных прилагательных, числительных и некоторых местоимений.

В татарском языке, как и в турецком, различают три вида изафета:

I тип – сочетание «имя существительное + имя прилагательное» в именительном падеже, например: агач йорт “деревянный дом”, көмеш йөзек “серебряное колечко”;

II тип – существительное-определение употребляется в именительном падеже, а другое существительное принимает аффикс принадлежности 3 лица, например: бала киеме “детская одежда”, урам башы “начало улицы”;

III тип – существительное-определение ставится в родительном падеже, а существительное-определяемое оформлено аффиксом принадлежности, например: әтинең машинасы “машина отца”, өйнең түшәме “потолок дома”.

З. М. Валиуллина считает, что с помощью аффиксов принадлежности III лица образуются изафетные словосочетания II и III типов, например: колхоз рәисе  “председатель колхоза”, баланың уенчыгы  “игрушка ребенка” [1, с.35].

Сочетания I типа изафета (например: тимер капка “железные ворота”, алтын алка  “золотая сережка” и т.п.) трактуются исследователями по-разному. Так, Р. Х. Залакова объясняет это как «конкретизацию одного предмета через другой, например: күн итәк “кожаная юбка”, каравылчы бабай “дед-охранник” [6, с. 130]. По мнению Ф. А. Ганиева, существительные обозначающие материал переходят в прилагательные, например: бәрхет түбәтәй “бархатная тюбетейка”, тукыма кием  “тканевая одежда”, мәрмәр баскыч  “мраморная лестница”, көмеш кашык  “серебряная ложка” и т.д. Первый компонент таких словосочетаний выражают признак и в любом контексте отвечают на вопрос не нәрсә? “что?”, а нинди? “какой?”, например: көмеш кашык не «нәрсә кашык», а «нинди кашык» [2, с. 50].

Относительно II типа изафета, т.е. употребления существительного-определения в именительном падеже и существительного-определяемого с аффиксом принадлежности третьего лица, Р. Х. Залакова считает, что здесь важным условием для средства связи является обязательное соседство: халык җырлары “народные песни”, урман хуҗалыгы “лесное хозяйство”, Кытай студенты “китайский студент”, яз башы “начало весны”,  Кремль сәгате “Кремлевские часы”. Сочетания типа: авыл халкы “сельские жители”, куян туны “заячья шуба” не выражает отношений принадлежности, а характеризуют предмет по определенному постоянному признаку [6, с. 129–130]. Ф. М. Хисамова полагает, что, когда существительное в категории принадлежности определяет другое существительное, образуется изафет II типа, например: укучы китабы “книга ученика ”, студент дәфтәре “ тетрадь студента” [9, с.102].

По мнению Р. К.Гариповой, изафет III типа (Казанның урамнары “улицы Казани”, Татарстанның башкаласы “столица Татарстана”) представляет собой сочетание двух существительных, оба его члена при этом  сохраняют значение предметности. Первый член имеет форму родительного падежа, у второго есть притяжательный аффикс, например: океанның өлеше “часть океана” [3 c.742].

Таким образом, изафет в зависимости от смысла сочетающихся имен существительных может обозначать предметность, конкретизацию, владение, отношение, принадлежность.

 

  

Список использованных источников 

 

  1. Валиуллина З. М. Имя существительное. Татарская грамматика Т. II. Морфология. Казань : Тат. кн. изд-во, 1993. 397 с.
  2. Ганиев Ф. А. Конверсия в татарском языке. Казань : Тат. кн.изд-во, 1985. 112 с.
  3. Гарипова Р. К. Особенности процессов категоризации в разноструктурных языках // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 3. С. 739–742 с.
  4. Закиев М. З. Синтаксический строй татарского языка. Казань : Изд-во Казанского университета,1963. 464 с.
  5. Закиев М. З. Татарская грамматика. Т. III Синтаксис (на татарском языке). М. : Инсан; Казань : Фикер,1999. 512 с.
  6. Залакова Р. Х. Изафетные определения в татарском языке // Актуальные вопросы татарского языкознания. Вып.2  Казань : Фикер, 2003. С. 128–132.
  7. Рамазанов Ш., Хисматуллин Х. Татар теле грамматикасы 1нче кисәк. Фонетика һәм морфология. Тулы булмаган урта һәм урта мәктәпләр өчен дәреслек Беренче басма. Казан : Таткнигоиздат Укыту педагогик әдәбият секторы, 1940. 204 б.
  8. Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле морфологиясе. Казан : Казан университеты нәшр., 1964. 299 б.
  9. Хисамова Ф. М. Татар теле морфологиясе: югары уку йортлары өчен д-лек. 2 нче басма. Казан : Татар.кит. нәшр., 2015. 335 б.

 


 

Sharafutdinova Ruzilya

teacher of English, State Autonomous Professional Educational Institution College of small business and entrepreneurship, Kazan

 

IZAFET-CONSTRUCTIONS IN THE TATAR ANGUAGE

 

The article deals with the analysis of noun Izafet constructions in Tatar. Izafet as a possessive construction is of three types: a noun-noun collocation in nominative case; a noun in nominative case with a noun modified by a possessive affix; a noun in genitive case with a noun modified by a possessive affix.

 

Key words: izafet, noun collocations, possessive category, Tatar.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Шарафутдинова Р. Т., 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *